Автомобиль ГАЗ-М1 начали серийно выпускать на Горьковском автозаводе в марте 1936 года.
Основой для модели (изначально она называлась просто М-1, «Молотов-первый», без упоминания завода) послужил Ford Model B, документацию на который советским инженерам передали американцы. Однако, по сравнению с парой Ford A и ГАЗ-А здесь изменений было куда больше, так как по результатам испытаний заокеанская машина не выдерживала суровых условий эксплуатации. Поэтому «Эмку» считали первым по-настоящему советским автомобилем, увековечив это единицей в названии.
В качестве базы взяли четырёхцилиндровую версию «Форда», так как ГАЗ не мог в то время запустить в производство V-образную «восьмёрку», да и по характеристикам она недалеко ушла от младшего агрегата. Восьмицилиндровый при объёме 3,6 литра развивал 65 л. с., а четырёхцилиндровый при объёме 3,3 литра выдавал 50 сил. Двигатель изготавливался на полностью советской оснастке. В отличие от американского прототипа, он был закреплён на раме не жёстко, а через резиновые подушки. Крутящий момент на задние колёса передавался через трёхступенчатую коробку передач.
Автомобиль ГАЗ-М1, 1936–1942
Так как Ford не устраивал разработчиков по показателям управляемости, комфорта, прочности и долговечности конструкции, советская машина была практически создана заново. Подвеска отныне была основана на четырёх продольных рессорах, а не двух поперечных. Архаичные фрикционные амортизаторы уступили место гидравлическим рычажным одностороннего действия. Раму значительно усилили, а её передняя и задняя части были спроектированы заново под другие подвески. Основательной ревизии подвергли тормоза и рулевое управление. Вместо дисков со спицами появились штампованные, а профиль шин стал выше.
Без внешних отличий тоже не обошлось. К примеру, первые партии ГАЗ-М1 шли с дермантиновой вставкой в крыше, под которой скрывался деревянный каркас (позже перешли к цельнометаллическому исполнению). Передние крылья, решётка радиатора и бампер тоже были оригинальные. Разнообразием цветов окраски, конечно, и не пахло. Самым распространённым был чёрный с красной полосой вдоль борта. Встречались также зелёные и серые варианты.
Интерьер автомобиля ГАЗ-М1
В салоне присутствовало немного удобств: передний диван с продольной регулировкой, приоткрывающееся ветровое стекло, пепельница с прикуривателем. Отопителя не было, поэтому зимняя эксплуатация несколько усложнялась. В некоторой степени теплоизоляцией служила обивка из шинельного сукна.
На базе «Эмки» было построено немало других автомобилей, в списке которых, кроме фаэтона, двухместного купе, пикапа и полноприводных версий, присутствовали лёгкий броневик БА-20, модификация с мотором V8 для службы в НКВД, трёхосный ГАЗ-М25 с приводом 6×4, ГАЗ-ВМ с гусеницами вместо задних колёс, гоночный ГАЗ-ГЛ-1 и даже ГАЗ-М1-Г, способный работать... на дровах!
Производство модели ГАЗ-М1 завершилось в разгар войны, в 1942 году. Всего собрали 62888 автомобилей.
Газель Газель Сити Газель НН Газель Некст Газель Некст Ситилайн Газон Некст Соболь Соболь НН Валдай Некст 11-73 12 13 Чайка 14 Чайка 21 Волга 22 23 2330 Тигр 24 Волга 24-95 Волга 3102 Волга 31029 Волга 3105 3110 Волга 31105 Волга 3111 Волга 4 50 61 64 67 69 А М1М415 М-72 M-20 Победа