Седан ГАЗ-23 — это модификация «Волги» ГАЗ-21, разработанная по заказу Комитета госбезопасности и других спецслужб Советского Союза. Машину мелкосерийно выпускали с 1962 года.
ГАЗ-23 создавался как быстроходный автомобиль с внешностью стандартной «Волги», за что заслужил прозвище «догонялка». Главным пунктом переделки являлся двигатель: восьмицилиндровый агрегат объёмом 5,53 литра и мощностью 195 л. с. взяли у «Чайки» ГАЗ-13. Трёхступенчатый «автомат» пришёл оттуда же, но обзавёлся переключением режимов рычагом на рулевой колонке вместо кнопок.
Блок цилиндров мотора пришлось повернуть на 2 градуса по часовой стрелке, чтобы освободить под капотом место для рулевого механизма. Для нормального охлаждения мощного двигателя потребовался увеличенный радиатор. Правый выпускной коллектор потеснил ноги переднего пассажира и заставлял их буквально поджариваться.
Под возросшую массу силового агрегата и динамические возможности был основательно усилен кузов (в частности, на передние лонжероны наваривали дополнительные полосы металла), в результате чего масса автомобиля возросла примерно на 300 килограмм. Это, в свою очередь, повлекло за собой необходимость усиления подвески: передние пружины изготавливались из прутка диаметром 17 мм вместо 16,3 мм, а толщина листов задних рессор была увеличена с 6 мм до 6,5 мм. Тормоза тоже не остались без изменений: здесь применили более стойкие к перегреву колодки и литые чугунные барабаны, применённые затем на серийной «Волге» ГАЗ-24.
Внешне машину было практически невозможно отличить от «гражданской» родственницы — в этом и был смысл проекта. Существовала версия ГАЗ-23Б с улучшенной внутренней и внешней отделкой (в частности, с увеличенным количеством хромированных деталей), но и она предназначалась для того, чтобы затеряться среди идентичных внешне экспортных версий.
Естественно, уделялось большое внимание сохранности содержимого как салона, так и багажника. На ранних машинах в дверях устанавливали стёкла типа «триплекс» вместо традиционных закалённых, а для открывания багажника использовалась хитрая ручка, расположенная с правой стороны заднего сиденья между подушкой и спинкой. При закрывании двери она утапливалась и блокировала замок багажника, не давая передвигаться с незапертым хранилищем. Кстати, все замки и, соответственно, ключи были «особой серии» (носик был спилен). Открыть машину обычными ключами было нельзя.
Автомобиль ГАЗ-23 получился весьма быстрым: разгон до 100 км/ч занимал 16 секунд против 34 у обычной «двадцать первой», а официальная максимальная скорость достигала 160 км/ч (в реальности, по некоторым данным, было около 170 км/ч).
Производство ГАЗ-23 завершилось в 1970 году одновременно с исходной моделью ГАЗ-21. Всего сделали 603 экземпляра «Волги» с двигателем V8.
Газель Газель Сити Газель НН Газель Некст Газель Некст Ситилайн Газон Некст Соболь Соболь НН Валдай Некст 11-73 12 13 Чайка 14 Чайка 21 Волга 22 232330 Тигр 24 Волга 24-95 Волга 3102 Волга 31029 Волга 3105 3110 Волга 31105 Волга 3111 Волга 4 50 61 64 67 69 А М1 М415 М-72 M-20 Победа