Москвич-2144 Истра

Москвич-2144 Истра

В 1980-х годах мировая автомобильная индустрия уже вовсю готовилась к знаменательной дате — рубежу третьего тысячелетия, новой эпохе. Все стремились показать свое видение того, каким должен быть автомобиль будущего. Не стояли в стороне и советские производители. Разработкой смелых новинок занимались ВАЗ, ЗАЗ, ГАЗ и другие, в том числе АЗЛК, создавший в ту пору несомненно заслуживающий внимания концепт «Москвич-2144 Истра».

Актуальным на тот момент автомобилем Московского Автозавода имени Ленинского Комсомола был «Москвич-2141», в котором инноваций, достойных 21 века, совсем не было. Руководство АЗЛК осознавало значимость даты, наступающей лишь раз в тысячу лет, и поэтому в 1985 году управление конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) собрало особую «группу перспективных автомобилей». Этот коллектив состоял всего из четырех человек: дизайн экстерьера и интерьера прорисовывал Ивакин Сергей, связанные с кузовом работы осуществлял Душутин Михаил, Алексей Джигурда отвечал за коробку передач и двигатель, а Александр Куликов собирал шасси, и одновременно с этим был ведущим конструктором, координировал действия своей команды и улаживал вопросы с отечественными и зарубежными партнерами.

Основополагающей идеей при создании нового авто была не только высокая технологичность, но и «экологическая чистота». Для того, чтобы снизить расходы топлива и вредные выбросы в атмосферу, инженеры стремились минимизировать массу и оснастить машину каким-то необычным силовым агрегатом. Благодаря широкому использованию алюминия в деталях кузова «Истра» получилась на 37% легче «Москвича-2141», а в подкапотное пространство было решено «поселить» многотопливный дизель от немецкой компании Elsbett Konstruktion.

Данный 1,45-литровый мотор с тремя цилиндрами, называемый Elko, имел простую конструкцию и был способен выдавать около 90 л. с., что достаточно неплохо для такого объема и для того времени. Главной особенностью этого двигателя была технология «Дуотермик», позволявшая использовать в качестве топлива не только дизтопливо, но и нерафинированные растительные масла, керосин и бензин с низким октановым числом. Итоговой цифрой для «Истры» стал расход 3 литра на 100 км, который и в наши дни демонстрируют лишь немногие автомобили.

Роль коробки передач первоначально должен был взять на себя разрабатывавшийся А. Джигурдой бесступенчатый «вариатор», но такой тип трансмиссии был непопулярен в 1980-х годах, и Александр Куликов поручил своему коллеге построить более привычную «механику» с пятью ступенями. Для новинки предусматривался передний или полный привод на выбор.

Свои плоды принесло сотрудничество не только с зарубежными, но и с отечественными партнерами. Разные научно-исследовательские институты и оборонные научно-исследовательские объединения подготовили для «Истры» АБС, антипробуксовочную систему, кондиционер, подушки безопасности, пневмоподвеску и многое другое.

Как и любой другой концепт-кар, «Москвич-2144» не мог позволить себе выглядеть обычно. При первом же взгляде на авто трудно не заметить талант Ивакина Сергея — настолько футуристичными получились линии кузова. Но самая «изюминка» кроется в двух огромных дверях, открывающихся наверх и позволяющих пассажирам и водителю попасть в салон этого чуда. Важно отметить, что двери сделаны такими не только «для красоты», но и для удобства — ведь без боковой стойки погрузить крупногарабитный предмет в салон гораздо проще.

Говоря об интерьере, стоит отметить, что он весьма прост, но при этом выглядит притягательным. Легкий руль, регулируемая колонка, дверные ручки, встроенные в подлокотники и дисплей бортового компьютера на центральной консоли давали четко понять, что перед нами не рядовой автомобиль 1980-х годов.

В 1991 году был построен макет «Москвича-2144», в котором функционировали двери, багажник, капот и рулевой механизм. К сожалению, на этом макете история столь перспективного автомобиля и закончилась. Не смотря на то, что проект существовал до 1993 года, никакого продвижения больше не было. Причиной такого следствия послужила напряженная ситуация в стране и смена руководителя АЗЛК Валентина Коломникова, умершего в 1992 году, которому этот концепт был интересен. Любопытно то, насколько сплоченными были четыре инженера из «группы перспективным автомобилей» — они держались вместе от начала до самого закрытия проекта и боролись за него всеми силами.

Сейчас макет автомобиля «Москвич-2144 Истра» можно увидеть в музее ретро-автомобилей в Москве.

Модельный ряд Москвич

3 6 8 2136 2137 2138 2140 2141 2315 2335 2733 2734 2901 400 401 402 403 407 408 410 411 412 423 424 426 430 432 433 5 Дуэт Иван Калита Князь Владимир Святогор Юрий Долгорукий

Самое популярное