Москвич-2144 Истра

В 1980-х годах мировая автомобильная индустрия уже вовсю готовилась к знаменательной дате — рубежу третьего тысячелетия, новой эпохе. Все стремились показать свое видение того, каким должен быть автомобиль будущего. Не стояли в стороне и советские производители. Разработкой смелых новинок занимались ВАЗ, ЗАЗ, ГАЗ и другие, в том числе АЗЛК, создавший в ту пору несомненно заслуживающий внимания концепт «Москвич-2144 Истра».

Актуальным на тот момент автомобилем Московского Автозавода имени Ленинского Комсомола был «Москвич-2141», в котором инноваций, достойных 21 века, совсем не было. Руководство АЗЛК осознавало значимость даты, наступающей лишь раз в тысячу лет, и поэтому в 1985 году управление конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) собрало особую «группу перспективных автомобилей». Этот коллектив состоял всего из четырех человек: дизайн экстерьера и интерьера прорисовывал Ивакин Сергей, связанные с кузовом работы осуществлял Душутин Михаил, Алексей Джигурда отвечал за коробку передач и двигатель, а Александр Куликов собирал шасси, и одновременно с этим был ведущим конструктором, координировал действия своей команды и улаживал вопросы с отечественными и зарубежными партнерами.

Основополагающей идеей при создании нового авто была не только высокая технологичность, но и «экологическая чистота». Для того, чтобы снизить расходы топлива и вредные выбросы в атмосферу, инженеры стремились минимизировать массу и оснастить машину каким-то необычным силовым агрегатом. Благодаря широкому использованию алюминия в деталях кузова «Истра» получилась на 37% легче «Москвича-2141», а в подкапотное пространство было решено «поселить» многотопливный дизель от немецкой компании Elsbett Konstruktion.

Данный 1,45-литровый мотор с тремя цилиндрами, называемый Elko, имел простую конструкцию и был способен выдавать около 90 л. с., что достаточно неплохо для такого объема и для того времени. Главной особенностью этого двигателя была технология «Дуотермик», позволявшая использовать в качестве топлива не только дизтопливо, но и нерафинированные растительные масла, керосин и бензин с низким октановым числом. Итоговой цифрой для «Истры» стал расход 3 литра на 100 км, который и в наши дни демонстрируют лишь немногие автомобили.

Роль коробки передач первоначально должен был взять на себя разрабатывавшийся А. Джигурдой бесступенчатый «вариатор», но такой тип трансмиссии был непопулярен в 1980-х годах, и Александр Куликов поручил своему коллеге построить более привычную «механику» с пятью ступенями. Для новинки предусматривался передний или полный привод на выбор.

Свои плоды принесло сотрудничество не только с зарубежными, но и с отечественными партнерами. Разные научно-исследовательские институты и оборонные научно-исследовательские объединения подготовили для «Истры» АБС, антипробуксовочную систему, кондиционер, подушки безопасности, пневмоподвеску и многое другое.

Как и любой другой концепт-кар, «Москвич-2144» не мог позволить себе выглядеть обычно. При первом же взгляде на авто трудно не заметить талант Ивакина Сергея — настолько футуристичными получились линии кузова. Но самая «изюминка» кроется в двух огромных дверях, открывающихся наверх и позволяющих пассажирам и водителю попасть в салон этого чуда. Важно отметить, что двери сделаны такими не только «для красоты», но и для удобства — ведь без боковой стойки погрузить крупногарабитный предмет в салон гораздо проще.

Говоря об интерьере, стоит отметить, что он весьма прост, но при этом выглядит притягательным. Легкий руль, регулируемая колонка, дверные ручки, встроенные в подлокотники и дисплей бортового компьютера на центральной консоли давали четко понять, что перед нами не рядовой автомобиль 1980-х годов.

В 1991 году был построен макет «Москвича-2144», в котором функционировали двери, багажник, капот и рулевой механизм. К сожалению, на этом макете история столь перспективного автомобиля и закончилась. Не смотря на то, что проект существовал до 1993 года, никакого продвижения больше не было. Причиной такого следствия послужила напряженная ситуация в стране и смена руководителя АЗЛК Валентина Коломникова, умершего в 1992 году, которому этот концепт был интересен. Любопытно то, насколько сплоченными были четыре инженера из «группы перспективным автомобилей» — они держались вместе от начала до самого закрытия проекта и боролись за него всеми силами.

Сейчас макет автомобиля «Москвич-2144 Истра» можно увидеть в музее ретро-автомобилей в Москве.

Модельный ряд Москвич

3 6 8 2136 2137 2138 2140 2141 2315 2335 2733 2734 2901 400 401 402 403 407 408 410 411 412 423 424 426 430 432 433 434 Дуэт Иван Калита Князь Владимир Святогор Юрий Долгорукий

Самое популярное