Предварительная проработка проекта создания полноприводного армейского автомобиля-амфибии началась на ВАЗе в 1970 года. Год спустя конструкторы предприятия начали работу над «Нивой», и в дальнейшем разработка армейского и гражданского внедорожников шла параллельно.
В 1972 году было утверждено официальное техническое задание на автомобиль-амфибию: на заводе этот проект называли «машиной для охотников и рыболовов», а военное ведомство присвоило ему шифр «Река». Первые опытные экземпляры внедорожника ВАЗ-Э2122 были сделаны в 1976 году.
Автомобиль имел герметичный несущий кузов с двумя дверями, съёмный тент и откидное ветровое стекло. Двигатель объёмом 1,6 литра и трансмиссия были унифицированы с «Нивой», а для передвижения по воде в качестве движителя использовались вращающиеся колёса, позволяющие развивать скорость около 4 км/ч.
В конце 1978 года были сделаны доработанные прототипы ВАЗ-2Э2122 с изменённой конструкцией днища, боковин и воздухозаборников. Всё это обеспечивало лучшее охлаждение силового агрегата и трансмиссии — их перегрев оказался самым заметным недостатком первого образца машины.
Внедорожник ВАЗ-3Э2122, 1982 год
Модернизированный ВАЗ-3Э2122 образца 1982 года стал легче и компактнее, а в качестве силового агрегата был использован менее мощный 1,3-литровый мотор.
Следующим шагом стало создание в 1983 году прототипов ВАЗ-2122 «серии 400». Эти машины прошли полный комплекс испытаний и были рекомендованы государственной комиссией к постановке на серийное производство.
Машины пятой серии, изготовленные в 1984 году, были направлены для опытной эксплуатации в войсковые части в различных регионах Советского Союза, где получили самые положительные отклики. А финальным аккордом проекта стали прототипы ВАЗ-2122 «серии 600» образца 1987 года.
Внедорожник ВАЗ-2122 серия 600, 1987 год
Из-за особенностей конструкции внедорожник-амфибию нельзя было выпускать на одном конвейере с «Нивой», для машины требовалась отдельная линия. Ни Министерство автомобильной промышленности, ни Министерство обороны не стали финансировать запуск серийного производства модели, и на этом проект «Река» был завершен.
За 17 лет было сделано 27 прототипов внедорожника, на сегодняшний день известно о трёх сохранившихся экземпляров модели ВАЗ-2122 (все они — из последней серии «600»).
Аура Гранта Гранта Спорт Гранта Кросс Ларгус Куб Ларгус Ларгус Фургон Нива Бронто Нива Легенд Нива Тревел Веста Веста Спортлайн Веста СВ 110 1922 Марш 2101 2102 2103 2104 2105 2106 2107 2108 2109 21099 2110 21106 21109 Консул 2111 2112 21123 Купе 2113 2114 2115 2120 Надежда 2123 Нива 2129 Нива 2302 Бизон 2328 2329 4х4 4х4 Бронто 4х4 Урбан Aleko е-Ларгус Эллада Forma Гранта Хэтчбек Гранта Лифтбек Гранта Универсал Искра Калина Калина Кросс Калина NFR Ларгус Кросс Ларгус VIP Наташа Нива Нива Спорт Nova Приора Приора Купе Приора Премьер Riva Samara Signet Taiga Тарзан Веста Кросс Веста Спорт Веста SW Кросс Х-Кросс 5 Х-Рей Х-Рей Кросс