Серийное производство бескапотного полноприводного грузовика ГАЗ-66 началось летом 1964 года. Двухосный автомобиль, предназначавшийся в первую очередь, для армиии, имел отличные вездеходные качества — благодаря большому дорожному просвету, подключаемому полному приводу и самоблокирующимся дифференциалам обоих мостов. Позднее машины начали оснащаться централизованной системой регулирования давления в шинах.
ГАЗ-66 имел относительно компактные размеры и равномерную развесовку по осям, а у армейских модификаций верхняя часть кабины была съемной — все это позволяло десантировать автомобиль с воздуха. Машины также использовались в народном хозяйстве и экспортировались в социалистические страны.
После начала войны в Афганистане обнаружился серьезный недостаток машины. Из-за особенностей бескапотной компоновки экипаж был очень уязвим при подрыве автомобиля на мине.
Грузовой автомобиль ГАЗ-66Б, 1966–1982
Грузовик оснащался бензиновым восьмицилиндровым двигателем ЗМЗ объемом 4,3 литра, развивающим 120 л. с., и четырехступенчатой коробкой передач. В 1991 году силовой агрегат подвергся модернизации, были усовершенствованы тормоза и усилены шины, что позволило увеличить грузоподъемность с исходных двух тонн до 2,3 тонны.
С 1992 года на ГАЗ-66 начали устанавливать четырехцилиндровый дизельный мотор ГАЗ-544 (лицензионный Deutz), который при объеме 4,2 литра выдавал 85 л. с. Позднее автомобиль получил турбированную версию этого же двигателя мощностью 116 сил.
В 1993 году появился «гражданский» вариант с увеличенной до 3,5 тонн грузоподъемностью, он отличался задними двухскатными шинами и измененной грузовой платформой. Массовое производство модели завершилось в 1995 году, но в небольших количествах грузовик выпускали для армии до 1999 года. На смену ему пришел ГАЗ-3308 «Садко». Всего за 35 лет было сделано 965 941 экземпляров модели ГАЗ-66.
Грузовики и коммерческие модели ГАЗ
Садко Некст Валдай 12 Валдай 8 2409 3307 3308 3309 3934 СИАМ 3937 Водник 4301 51 52 53 60 62 63 65 6693 АА ААА ММ Валдай