Среднетоннажный грузовик ГАЗ-52 начали серийно выпускать на Горьковском автозаводе в 1964 году. Это была по сути переходная модель с двигателем ГАЗ-51 и узлами более тяжёлой модели ГАЗ-53. Грузоподъёмность машины составляла 2,5 тонны.
Автомобиль создавался на основе существующей модели ГАЗ-51А для перевозок внутри населённых пунктов (посёлков и городов). В 1958 году был изготовлен первый опытный образец. Внешне кабину грузовика лишь слегка обновили, а главным новшеством стал силовой агрегат, состоящий из новой четырёхступенчатой коробки передач с синхронизаторами на третьей и четвёртой передачах и двигателя ГАЗ-51Ф с форкамерно-факельным зажиганием, выдающего 85 л. с. Конечно, возросшая с 70 до 85 сил мощность была не лишней, но в серию новый мотор не пошёл из-за плохой экономичности и неустойчивой работы.
Серийные же образцы комплектовались кабиной от старшей модели ГАЗ-53, которую, тем не менее, можно было отличить по облицовке радиатора, окрашенной в тон с остальной кабиной (у «пятьдесят третьего» она всегда белая). Также отличиями являлись ширина радиатора (у ГАЗа-52 он более узкий) и расположение глушителя справа. Выпускались как автомобили с длинной базой 3700 мм, такой же как у ГАЗа-53, так и модификации с укороченной до 3300 мм базой, рама которых отличалась меньшей толщиной лонжеронов.
Кроме двух вариантов базы, существовало немало вариантов исполнения: бортовые грузовики ГАЗ-52, 52-03, 52-04, шасси ГАЗ-52А, 52-01 (для автобусов и спецавтомобилей), 52-02 (для самосвалов), грузовое такси ГАЗ-52-05, седельный тягач ГАЗ-52-06, модификации для работы на сжиженном газе, а также экспортные варианты шасси.
В движение машину приводил модернизированный шестицилиндровый двигатель от ГАЗ-51А с новой головкой блока, увеличившей степень сжатия с 6,2 до 6,7 и поднявшей мощность до 75 «лошадок». На длинных вариантах мотор стыковался исключительно с новой коробкой, а короткие могли комплектоваться несинхронизированной трансмиссией с прямозубыми шестернями. Кроме того, существовали версии для работы на пропан-бутане со степенью сжатия 7,0.
В подвеске применили продольные полуэллиптические рессоры, передняя подвеска — с телескопическими амортизаторами, задняя без них, но с дополнительной рессорой. Ранние короткобазные машины унаследовали от ГАЗа-51 способ крепления рессор к раме с применением втулок с рессорными пальцами и серьги на концах. В дальнейшем их стали крепить через резиновые подушки, которые, в отличие от втулок, не требовали регулярного ухода, да и серьги упразднили. На длиннобазных модификациях более прогрессивный вариант был предусмотрен изначально.
В рамках модернизации автомобиль обзавёлся вакуумным усилителем тормозов, электромагнитным тяговым реле, пришедшим на смену педали стартера, и пережил несколько косметических «подтяжек лица».
Выпуск грузовиков ГАЗ-52 завершилось в 1993 году, почти через тридцать лет после запуска производства. За это время было выпущено чуть более миллиона экземпляров модели.
Грузовики и коммерческие модели ГАЗ
Садко Некст Валдай 12 Валдай 8 2409 3307 3308 3309 3934 СИАМ 3937 Водник 4301 51 5253 60 62 63 65 66 93 АА ААА ММ Валдай