11.05.2022
Часть автомобилистов, которые хотели продавать свои авто, решили повременить с заключением сделок. А те, кто планировал покупать новое транспортное средство, решил делать это потом или переключился на бюджетные модели. В процессе социологического опроса было выяснено – многие автомобилисты опасаются резкого подорожания топлива и запасных частей. Насколько оправданы такие страхи? Попробуем разобраться.
Почти каждый пятый владелец авто, который имел в планах продажу транспортного средства, решил не торопиться. Об этом говорят результаты опросов среди российских автомобилистов. Из них не менее 15% опрошенных передумали продавать машину в принципе. Еще 35% отказались от покупки новой машины (в том числе б/у категории), хотя совсем недавно такие планы еще были.
Та группа, которая не передумала заключать сделки купли-продажи, серьезного поменяла приоритеты. Почти 40% покупателей теперь присматривают бюджетные машины. Еще 45% не собираются покупать другую модель авто, но говорят – если сделка все-таки будет запланирована, они будут брать машину в скромной комплектации.
37% опрошенных заявили, что первоначально хотели покупать новую машину, но теперь присматриваются к вариантам на вторичном рынке. Причем в городах с миллионным населением доля таких покупателей существенно выше. Так в мегаполисах РФ брать б/у авто вместо нового намерена почти половина респондентов.
У многих россиян поменялись планы и на способы оплаты покупки. 40% опрошенных сказали, что для приобретения транспортного средства хотели оформить кредит, но получили отказ. Из-за опасений еще большего подорожания автомобилей многие ищут возможности приобрести автомобиль сейчас. 38% респондентов при этом выкупают ТС опираясь на личные сбережения, 40% - планируют оформить потребительский кредит, автокредит или взять кредитную карту, при помощи которых можно будет оплатить авто, а оставшиеся 22% и вовсе решили отказаться от покупки авто.
По причине существенного роста цен на новые и подержанные транспортные средства, за последние месяцы покупка авто стала просто не по карману многим потенциальным покупателям – от этом говорят эксперты. Дополнительно к уменьшению спроса на машины привел и скачок ставок по автомобильным кредитам.
Цены на машины выросли сразу и очень резко. Поэтому не странно, что часть людей просто отказалась от заключения сделок. Те, кто решил покупать авто, идет на компромиссы – например, присматривает модель ниже классом, которая не так хорошо оснащена, но в целом требованиям соответствует. Всегда остается вариант приобретения подержанного авто вместо нового. Процентные ставки, непомерно взлетевшие за последние время, вынуждают покупателей транспортных средств отказываться от кредитов и брать машину за наличные, которые уже есть на руках.
Также отказ от первоначальных планов по продаже авто объясняется банальным ростом цен. Многие автомобилисты, рассчитывавшие продать старую машину и взять поновее с доплатой, не смогут сделать это в текущих условиях. Поэтому они пошли по простому пути – решили пока что ничего не предпринимать. Но на вторичном рынке очевидна тенденция по снижению цены транспортных средств – об этом говорят эксперты. Пиковый рост цен пришелся на март и самое начало апреля, после процесс пошел на спад, цены поползли вниз. Вторичный рынок оказался заметно более гибким. С учетом текущей ситуации мы явно увидим снижение продаж и для авто с пробегом. Но оно окажется не таким существенным, как по новым транспортным средствам. Аналогичную точку зрения высказывает И. Моржаретто. Он уверен, что резко подскочившая цена на автомобили отпугнула многих покупателей. На вторичном рынке постепенно происходит отрезвление людей. Продавцы понимают, что с таким уровнем цен они рискуют остаться без клиентов и вынуждены идти на определенные компромиссы. Что будет дальше, покажет только время.
Еще один серьезный, можно сказать наболевший вопрос. Две трети опрошенных высказывают опасение о дальнейшем росте цены деталей на машины и подорожании сервисного обслуживания авто. Как мы писали, АвтоВАЗ лишился иностранных комплектующих. Но мнения экспертов, в целом по этому вопросу расходятся.
С. Бургазлиев считает, что зеленый свет для параллельного импорта и укрепление курса рубля должны в итоге стабилизировать рыночную ситуацию. По ряду позиций цены постепенно пошли вниз – если сравнивать с пиковыми параметрами. Вероятно, ближе к началу лета ситуация заметно стабилизируется. Эксперт подчеркивает, что главная проблема сегодня – это нарушение логистических цепочек, а также налаживание, поиск альтернативных каналов поставок комплектующих для авто в страну.
Основной проблемой можно назвать нарушение цепочек логистики, проблемы с поиском и налаживанием альтернативных каналов поставок деталей для машин в страну. Точка зрения у Я. Хайцеэра несколько иная. Он высказывает мнение о том, что в текущей ситуации курс рубля на стоимость комплектующих практически не воздействует. Одобренные Минпромторгом списки деталей для реализации параллельного импорта скромные, существенного влияния на процессы насыщения рынка комплектующими не оказывают.
Сейчас политика ценообразования на автозапчасти, в особенности оригинальные, имеет максимально спекулятивный характер. Речь касается перепродажи товаров с немаленькой накруткой со стороны дилеров, выкупивших детали со складов. Перечни для схем параллельного импорта пока что совершенно сырые, содержат немного наименований. Также Хайцеэр отмечает, что цена комплектующих после резкого скачка стоимости нефти в феврале держится примерно на аналогичном уровне. Но в будущем, впоследствии усиления санкционного давления, ужесточения контроля поставок через третьи страны стоимость комплектующих может пойти вверх.
Опасения водителей о подорожании топлива эксперты отрасли считают ложными. А. Фролова подчеркивает, что пока что предпосылки для роста цен на топливо отсутствуют в принципе, более того, цена бензина даже незначительно упала. На биржах Санкт-Петербурга оптовые ценники на бензин в сравнении с пиковыми значениями прошлой зимы упали практически на треть – теперь они составляют 49 тыс. рублей вместо 58 за 92-ю марку и 44 тыс. вместо 60 тыс. за 95-ю.
На розничном рынке снижение цен пока не заметно. На АЗС прайс изменился на 10 копеек в сторону уменьшения. Если текущая ситуация сохранится, бензин в рознице до конца года может упасть в цене на рубль-полтора. С дизелем ситуация более сложная. Оптовые цены на данный тип горючего снижаются не так резко – в районе 5-6 тыс. рублей за одну тонну.