Грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок», 1995–2014

Грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок», 1995–2014

В начале 1990-х годов на ЗИЛе начались работы над созданием нового семейства малотоннажных автомобилей. При разработке машины использовались некоторые узлы и агрегаты от других машин завода, а в «прототипом» для новой модели стал грузовик Mercedes-Benz T2.

В 1994 году были готовы первые ходовые образцы нового грузовика — с кабиной от модели ЗИЛ-4331, оригинальным оформлением капота, элементами ходовой части от «Мерседеса» и «мерседесовским» же турбодизелем OM364 (4,0 литра, 115 л. с.) Первоначально машина называлась ЗИЛ-3301М, но впоследствии заводской индекс был заменен на 5301 (этот индекс не соответствовал ГОСТу и, как считается, был присвоен модели из-за опечатки в документации).

Первая опытная партия грузовиков ЗИЛ-5301 была выпущена 1995 году, а в 1996 году началось массовое производство автомобиля, получившего еще и имя собственное «Бычок». Полная масса машины составляла семь тонн, грузоподъемность — три тонны.

Грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок»

Грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок»

Под капотом «Бычка» разместился доработанный тракторный турбодизель ММЗ-Д-245: изначально это рассматривалось как временное решение, пока не будет найдет более подходящий силовой агрегат, но в итоге другого двигателя машина так и не получила. Четырехцилиндровый мотор объемом 4,75 литра развивал 109 л. с., но после нескольких модернизаций его отдача выросла до 136 сил, кроме того двигатель стал соответствовать экологическим нормам «Евро-3». Все машины комплектовались пятиступенчатой коробкой передач от ЗИЛа-4331.

ЗИЛ-5301 «Бычок» выпускался в различных исполнениях: шасси, бортовой грузовик, цельнометаллический фургон. Были в модельном ряду и варианты с двойной кабиной, специальные версии, а на базе фургона в небольших количествах делали автобус ЗИЛ-3250.

Фургон ЗИЛ-5301 «Бычок»

Фургон ЗИЛ-5301 «Бычок»

В середине 2000-х годов планировалось организовать в латвийской Елгаве сборку усовершенствованных «Бычков» для рынков стран Восточной Европы. Такая машина должна была получить иное оформление передка, новый интерьер, дизель Cummins, коробку передач ZF, дисковые тормоза, а грузоподъемность модели предполагалось увеличить до 4,5 тонн. В итоге проект так и не был реализован.

В девяностых годах «Бычок» пользовался неплохим спросом, несмотря на невысокое качество сборки и не самую удачную конструкцию. Однако к середине двухтысячных интерес покупателей к модели стал снижаться: с одной стороны, завод не улучшал качество и практически не работал над усовершенствованием модели, с другой стороны, в этом классе появились конкуренты, прежде всего, «Валдай» и китайские малотоннажные грузовики.

Испытывающий постоянные финансовые проблемы завод постепенно снижал объемы производства автомобилей, многочисленные попытки реорганизации предприятия ни к чему не привели, и в 2010 году главный конвейер ЗИЛа был остановлен. Еще несколько лет грузовики собирали в небольших количествах, а в 2014 году завод окончательно прекратил выпуск машин.

Отзывы про ЗИЛ-5301 Бычок

Грузовики и коммерческие модели ЗИЛ

127 130 131 133 135Э 135Л 136 138 150 151 155 157 158 164 3250 4327 4329 4329 Кентавр 4331 4334 4421 4514 4906 4972 5301 Бычок5423 6309

Самое популярное