Грузовой автомобиль ЗИЛ-130 начали разрабатывать в середине пятидесятых годов как замену устаревшим моделям 150 и 164. Первые опытные партии машин завод выпустил в 1962 году, а массовое производство «сто тридцатых» стартовало в 1964 году.
Двухосный грузовик полной массой 10,5 тонн и грузоподъёмностью 5 тонн оснащался новым бензиновым мотором V8 объёмом шесть литров и мощностью 148 л. с. (вскоре она была увеличена до 150 сил) и пятиступенчатой синхронизированной коробкой передач.
Среди других особенностей модели ЗИЛ-130 — наличие гидроусилителя руля, панорамное лобовое стекло, оригинальный дизайн кабины с двухцветной бело-голубой окраской (часть машин окрашивали и в другие цвета). Машина выпускалась в различных исполнениях: бортовой грузовик, шасси, седельный тягач, также существовал вариант с удлинённой колёсной базой.
Грузовой автомобиль ЗИЛ-130 после модернизации 1977 года
В результате модернизации 1977 года грузоподъёмность автомобиля выросла до шести тонн, изменилось оформление передка машины (фары и подфарники поменялись местами). В 1986 году модель получила новый индекс — ЗИЛ-431410.
Несмотря на появление в 1987 году нового семейства грузовиков ЗИЛ-4331, «сто тридцатый» выпускался на ЗИЛе до 1994 года, а с 1992 до 2010 году в небольших количествах машину делали на заводе УАМЗ в Новоуральске Свердловской области. Всего было выпущено около 3,4 миллионов экземпляров модели 130/431410.
Грузовики и коммерческие модели ЗИЛ
127 130131 133 136 138 150 151 155 157 158 164 3250 4327 4329 4329 Кентавр 4331 4334 4421 4514 4906 4972 5301 Бычок 5423 6309