Первые экспериментальные образцы нового переднеприводного автомобиля, который должен был прийти на смену «Запорожцу», были сделаны на ЗАЗе еще в 1970-х годах. Однако, официальное техническое задание от Минавтопрома СССР было получено конструкторами завода только в 1978 году. Еще десять лет заняла затянувшаяся по различным причинам подготовка к серийному производству. В итоге, первый ЗАЗ-1102 «Таврия» сошел с конвейера в 1988 году.
Новый автомобиль имел компактный трехдверный кузов хэтчбек, расположенный спереди двигатель с водяным охлаждением, привод на передние колеса. В разные годы на машину устанавливались карбюраторные и инжекторные моторы МеМЗ объемом 1,1, 1,2 и 1,3 литра (53–63 л. с.), механическая коробка передач была пятиступенчатой. Мелкосерийно выпускались «Таврия» с кузовом фургон, с 0,9-литровым мотором Fiat, а также с 1,3-литровым двигателем ВАЗ-2108.
В 1990-х годах на базе «Таврии» были созданы универсал ЗАЗ-1105 «Дана», лифтбек ЗАЗ-1103 «Славута», а также коммерческие пикапы и фургоны. С конца 1990-х годов выпускалась модернизированная «Таврия Нова» с измененным оформлением передка, усиленным кузовом и улучшенным интерьером. В 1991 году цена модели ЗАЗ-1102 составляла 5100 рублей.
Последний ЗАЗ-1102 был собран на Украине в 2007 году.
1103 Славута 965 966 968 968 МП Chance 1105 Дана Forza Lanos Lanos Pick-up Сенс Таврия 1102Vida Vida Cargo