ВАЗ-2111 • 2001
Критерии выбора. Выбор автомобиля для меня всегда был насквозь прагматичным. В смысле – автомобиль должен максимально подходить к моим потребностям и полностью решать поставленные задачи. Да, как и многие другие, я тоже хочу спортивное купе – это круто (общественное мнение), эмоционально (скорость, кураж, адреналин), самоуважение (я опять обогнал всех со светофора), ну и так далее. Но когда надо будет перевезти холодильник, дверь, ламинат – нужно будет совершать лишние телодвижения в виде заказа газели. А для того, чтобы пристегнуть ребенка в детское кресло, установленное на заднем сиденье трехдверного купе, вообще нужно быть цирковым эквилибристом. В общем – повседневные дела дороже и чаще чем ощущения от понтов. Хотя, может, недостаточно хочу? А может просто непонтовый.
Ну ладно, хватит самокопаний. Факт налицо – все мои последние автомобили были универсалами. В этом типе кузова я видел одни преимущества – большой объем грузового отсека, можно возить длинномерные грузы, на природе салон легко трансформируется в двухспальную кровать – а мы много путешествуем всей семьей и поэтому это один из основополагающих критериев выбора, легкий доступ из салона в багажник – не нужно лишний раз останавливаться, чтобы достать что-то из багажника, высокая грузоподъемность – у меня ведь и дача есть. Ну а с часто называемыми минусами универсалов – повышенной шумностью и долгим прогревом салона зимой, я готов легко мириться.
Ну а теперь о главном. Одно из самых главных увлечений нашей семьи – путешествия. И чаще всего эти путешествия – автомобильные. Когда мы начинали путешествовать, даже на федеральных трассах мотели были очень редки или же только строились, а что говорить об обычных дорогах. Поэтому вопрос мобильности и самообеспечения жильем стоял полный рост. Выход просматривался в двух вариантах: автомобиль любой конфигурации и палатка и универсал у которого сиденья раскладываются в ровный пол. Палатка, конечно просторнее автомобиля, но вынуждает искать подходящее место для установки, достаточно долго устанавливается, мокнет под дождем, потом ее, грязную, нужно засовывать в багажник, занимает место в багажнике, легко доступна для враждебных элементов. Устройство спального места в универсале намного проще – одним движением роняем спинку заднего сиденья, перекидываем лишний скарб на передние сиденья, надуваем матрасы (у нас два односпальных) – кровать/дом готовы. В жаркое время года завешивали приоткрытые окна марлей.
Таким способом мы останавливались на заправках, стоянках, лесополосах, берегах водоемов и т. п. На Тойоте Короле мы проехали по побережьям Азовского и Черного морей и съездили на Байкал. На Ниссане Эксперте объехали весь Крым. Втроем - два взрослых и ребенок - в машине спать было вполне комфортно, что и доказало путешествие по Крыму. А в 2009 у нас родился второй сын – Никита, который с самого рождения поражал своей непоседливостью. Грандиозное путешествие по Горному Алтаю, запланированное на 2009 год, в который уже раз, отложилось на неопределенный срок. В Горный собирались несколько лет, но всегда жертвовали им в пользу более дальних путешествий.
Утешали себя всегда одними и теми же фразами: «Ну, опять не поехали. Ну что тут поделаешь. Ну ничего, Горный Алтай рядом, туда мы всегда успеем». Ну так вот, Никита родился, встал на ноги в восемь месяцев и с тех пор не садился. Не буквально, конечно, а в том смысле, что у ребенка бешенная активность – он все время куда-то идет или лезет. Усадить его больше чем на минуту можно только если дать какую-нибудь совершенно новую, ранее не виденную игрушку. Подобное поведение наводило на некоторые опасения, которые подтвердились, когда мы начали возить его на машине. Сидеть спокойно он не хотел- все время выдирался и вредно орал. А если его отпускали, начинал лазить по всему салону, периодически оказываясь у папы по голове. В девять месяцев купили ему автомобильное кресло – стало чуть-чуть полегче – его хотя бы не нужно было все время держать, хотя орать он не переставал. Просто сидел и орал! Все время! Без перерыва! Просто такой характер. Он считает, чтобы все было либо так как он хочет, либо он добьется того как он хочет, невзирая на препятствия. Проще всего было бы конечно плюнуть и оставить все как есть, но у нас были планы и поиск компромиса продолжился. В машину брались игрушки, очень хорошо помогал развлекать Никиту старший брат Витя.
А потом в нашу жизнь вошли сушки (имеются в виду маленькие твердые бублики). Поверьте, СУШКИ – одно из самых величайших изобретений человечества. Во-первых, они достаточно большие и их нельзя проглотить, во-вторых – они достаточно твердые и их нельзя сломать или сразу разгрызть и в третьих – они вкусные и ребенок может их съесть не одну и не две. (Вот только чехлы сидений сушками мажутся качественно и необратимо). С сушками мы уже стали достигать расстояния до 30 км без криков типа «Свободу попугаям». И самое главное – мы постоянно тренировались – старались почаще ездить на небольшие расстояния. А потом и на большие (для ребенка, конечно), допустим Рубцовск-Барнаул. Не все было просто, но достигнутый результат позволял верить, что хотя бы до Горного Алтая мы доберемся. Никите исполнился год и мы, проанализировав ситуацию, понимаем, что запланированное грандиозное Европейское турне нужно отложить – Никита даже за триста километров в день отматывает все свободные в семье руки и выносит мозг своими криками.
В этот год ограничились поездкой в Белокуриху и по ее окрестностям. После чего долго приходили в себя от усталости, которую нам обеспечили наши дети. Никите исполнилось два – пробег, который родители могут вынести с двумя мальчиками – максимум 600 км – Никита хорошо выучил слова дай и хочу и пользуется ими без перерыва, Витя тоже подрос, у него появились свои интересы, долгое перемещение в автомобиле в которые не входит и он периодически ноет, что ему скучно. Грустно и печально приходится констатировать, что и в этом году ни мы Европу, ни она нас не увидит. Далее требует рассмотрения еще один вопрос – дети подросли и легковой универсал для четверых уже маловат – спать там уже точно неудобно. Вывод – нам нужен большой минивен или даже микроавтобус. Зима 2011-2012 была активно посвящена выбору средства перемещения.
В конце концов выбор свелся к двум моделям – Ниссан Серена и Мазда Бонго Френди. Конечно наше любимое правительство активно закручивало гайки для праворулек, но была надежда, что в России еще не все закончилось для правильных автомобилей. Но и этим планам не суждено было сбыться. По разным причинам путешествие в Европу было отложено еще на год и встал вопрос – а нужен ли нам минивен именно сейчас – возить за собой по городу целый пустой автобус и неудобно и расходно – цена бензина продолжает повышаться. На рассмотрение встал вопрос – на чем бы проездить лето (ниссан эксперт был продан еще осенью 2011 г.) чтобы и недорого и нежалко. Очередная праворулька – в хорошем состоянии – недешево, в плохом – опять же запчасти все дороже и дороже. Былая халява в виде разборок давно ушла в небытие – барыги накрутили цены настолько, что б/у-шные запчасти зачастую стоят больше чем новые дубликаты. А ездить на громыхающем и разваливающемся автомобиле не могу – душа не позволяет, и не хочу. Европеек у нас мало, да с ценами то же самое что и на японки. Остается, что – правильно – российский автопром. Знаю, знаю, что многие из читателей подумали после этой фразы. Я и сам об этих автомобилях такого-же мнения. И у меня неоднократно вырывались слова возмущения когда я видел ВАЗы стоящие на обочинах с поднятыми капотами. Так что не будем в очередной раз биться тем же по тому же. На другой стороне весов доводы о том, что половина России до сих пор ездит на ВаЗах, если их производят в таких количествах, значит их тоже кто-то покупает, и, соответственно ездит на них, автомобильные журналы проводят тесты российских автомобилей и пишут, что не все так плохо, как мы привыкли считать (тесты drom.ru все таки не в счет – во-первых, на мой взгляд, отношение к Калине и Гранте на них все таки предвзятое, а во-вторых, этим машинам конкретно не везет, что по жизни, что с ремонтниками, что с водителями). В общем в этом вопросе я решил проявить толерантность, отбросить былые убеждения и на своей шкуре проверить – каково оно – сесть на ВАЗ после восьми лет езды на правильных автомобилях.
Далее короткий ответ на вопрос – почему ВАЗ? «Москвичей» почти не существует, ну не на Волгу же садится – не учитывая другие параметры, один расход топлива сведет на нет мечты об экономичной эксплуатации.
Следующий вопрос – если ВАЗ – то какой? Классика старовата и тоже не радует расходом топлива. Остается восьмое и десятое семейства. Несмотря на то, что возраст моделей различается на десяток лет, цены сопоставимы. Кстати о ценах. Как человек, находящийся в курсе цен на праворульки (как никак дром – настольный сайт) я считал, что ВАЗы, поскольку они хуже качеством и эксплуатационными свойствами, должны стоить значительно дешевле. Но, активно промониторив дром в течении пары недель, пришлось констатировать, что стоимость девяток-десяток после двухтысячного года начинается от 100.000 руб и это за самые убитые экземпляры. И мой родной Рубцовск в этой области на самой вершине списка. Рубцовские средние цены превышали барнаульские на 5-10 тысяч рублей, новосибирские и омские на 10-15 тысяч. Этот феномен не находил разумного объяснения, разве только то, что в Рубцовске отроду (по причине бедности городского бюджета) не сыпали на дороги соль и поэтому машины ржавеют плохо и долго (в смысле слабо ржавеют). Плюс ко всему львиная доля предлагаемых к продаже машин имела в описании слова типа «заменено все», «капремонт вот только что», «покрашена вся», «заменены генератор и стартер» и т. д.
Периодические визиты на рубцовский авторынок не радовали. Все что стояло на авторынке было сильно бито и что удручало больше всего – сделано как попало. В принципе, объяснение этому есть – работа и материалы стоят одинаково для всех машин, но если для иномарок, которые стоят дороже, есть шанс отбить деньги за хороший ремонт, продав машину как «небито-некрашено», то ВАЗ хороший ремонт не окупит ни при каких условиях. Вот и стоят на рынке девятки с криво установленными фарами, смещенными к моторному щиту передними колесами и прошоркаными подкрылками, незашлифованными кратерами шпатлевки под свежей краской, но все поголовно, с чехлами на сиденьях, китайскими рулями, ароматизаторами на зеркалах, облепленные всякими пластмассками (типа тюнинг). И особенно меня всегда злили надписи на заднем стекле – «ночной охотник», «за рулем Шумахер», «стритрейсинг» и т. п. В общем машина снаружи и салон облеплен всякой китайской дрянью, а движок в то же время дергается на холостом ходу и зарос грязью. Всегда хотелось сказать: «лучше б ты двигатель помыл а не надписи на машину клеил», но сдерживался, потому, что точно знал – не поймут. Да и нет у меня цели сделать мир лучше, я хочу просто купить машину. Оценив ситуацию, принял решение спокойно ждать своего варианта. С тех пор дром стал первым сайтом, который я открывал утром и последним вечером.
Модель в конце концов определилась – ВАЗ 2111. Девятку зарубила жена, сказав: «Я в это старье не сяду». К десятому семейству у меня самого были претензии насчет дизайна. С момента их появления в нашей стране, по моему мнению, этим автомобилям лучше всего подходило словосочетание «беременная анилопа». Но к тому времени уже полностью была сформирована идея «бюджетная эксплуатация бюджетного автомобиля» (об этой идее ниже) и любовь к универсалам не оставила мне выбора – одиннадцатая, так одиннадцатая.
Идея «бюджетная эксплуатация бюджетного автомобиля». Описать ее можно следующим образом – недорогой автомобиль обязан предоставлять недорогую эксплуатацию. Поэтому покупаем автомобиль в хорошем состоянии, но без наворотов, а то судя по отзывам, эти элементы роскоши на ВАЗе (электростекоподъемники, усилитель руля) добавляют не столько комфорта, сколько головной боли. Все работы по техобслуживанию и ремонту делаем самостоятельно – квалификация позволяет, да и не доверяю я ремонтникам. Во-первых, потому, что со многими знаком, во-вторых, потому, что личный опыт говорит о том, что многие детали для долгой и правильной работы требуют аккуратной установки, либо (особенно на российских машинах) подгонки по месту, а для ремонтников время – деньги, и им аккуратно устанавливать то, что по каким-то причинам не лезет – просто не выгодно. Подтверждение этим убеждениям я получил через полчаса после покупки автомобиля, но об этом ниже. Далее, совершенно необязательно заменять неисправный узел новым, как мы все привыкли на иномарках. Некоторые запчасти легко поддаются восстановлению. Причем, как оказалось у десятого семейства достаточно высокая ремонтопригодность – многие узлы разборные и допускают замену элементов на самодельные. Это тоже неплохая статья экономии. Да, ремонт требует намного больше времени, чем замена узла на новый. И запчасти на российские автомобили стоят гораздо меньше, чем аналогичные иномарочные, поэтому в некоторых случаях ремонт был экономически нецелесообразен, ведь мое время тоже чего-то стоит, но мне уже было просто интересно. Проще говоря соскучился я за время владения иномарками по возможности хорошо вымазаться руками в мазуте. Ну, люблю я это дело – ремонтировать что-нибудь с двигателем внутреннего сгорания – и все тут. В общем бюджетная задача такова – если можно отремонтировать – ремонтируем, если нельзя – покупаем новое.
ПОКУПКА
В один из снежных дней марта, просматривая с утра дром, я увидел появившееся объявление об одиннадцатой 2001 года за 130 т. рублей. Фотографии не было. Надо вам сказать, цена по рубцовским ценам была невысокой. Решил посмотреть. Созвонились, жду. Через некоторое время на стоянку заруливает одиннадцатая глубокого синего цвета на пятиспицевом литье. Начало обнадежило. Полазил по машине и не увидел следов кузовного ремонта. Удивился. Поехали к моему другу, который работает жестянщиком на СТО. У него вызвали вопросы только задняя дверь и бампер. В общем после осмотра выводы такие – кузов ровный, хотя не смогли посмотреть крышу – мокрый снег а затем мороз покрыли ее толстым слоем льда, но по стойкам и дверным проемам видно, что ремонта не было, двери закрываются нормально, задняя дверь перекошена в проеме, на заднем бампере небольшие волны (хотя, говорят, у десяток это и от солнца бывает – недостаточна термостойкость материала), на задней правой двери и правом заднем крыле царапины, над правой фарой вмятина глубиной миллиметров пять. Моторный отсек чистый, помытый, двигатель работает, не трясется и не дымит, коробка переключается нормально. Салон грязный, сиденье водителя немного порвано. По словам продавца недавно заменен радиатор и отремонтирована КПП. На вопрос о замене сцепления ответ был невнятный. В общем на вскидку – куча мест, куда нужно приложить руки по мелочи, ну а в целом, машина ездит и глобального ремонта не предвидится. Берем!
Надо сказать, что совместно с чтением отзывов о десятом семействе, я активно изучал вопрос оформления машины в ГИБДД по изменившимся правилам. Во первых хотелось сэкономить – отдавать 1300 руб за две бумажки совсем не хотелось, во вторых, хотелось знать что делать. В общем, вечером, я распечатал себе бланки договоров и заявлений и с утра поехали в ГИБДД. Там я самостоятельно заполнил два экземпляра договора и два заявления – на смену ПТС и на выдачу СОР и тютелька в тютельку успел к осмотру. Быстренько застраховался – во время чего с меня взяли обещание пройти техосмотр и потом позвонить сказать номер талона. РОСГОССТРАХ рулит – если нельзя, но очень хочется, то немножко можно. Затем последовало долгое ожидание в очереди и примерно за полчаса до обеда я держал в руках новенький ПТС и теплое свидетельство о регистрации.
Денек был интересный – с неба летел косой мокрый снег и залеплял стекла. А, как оказалось, левый дворник оставляет около левой стойки неочищенную полосу шириной сантиметров 15. Вот в таких условиях я начал вспоминать навыки езды на ручной коробке. Сразу же неприятно поразила вибрация сцепления при троганье. Очень аккуратно доехал до гаража. Вот тут-то и аукнулись отечественные ремонтники. Гараж у меня на четвертом этаже большого кооператива. Въехав на четвертый этаж я с удивлением заметил, что из слева из-под капота неслабой струей прет пар. Датчик температуры показывает примерно 120 градусов. Быстро дергаю капот – из-под пробки расширительного бачка бьет струя пара – движок кипит. Сам бачок пустой. Вентилятор не работает. Опять завожу двигатель, чтобы была хоть какая-то циркуляция жидкости. Один раз уже попадал в подобную ситуацию с ниссаном. Тогда увеличение оборотов помогало сбрасывать температуру.
Здесь все было наоборот – увеличение оборотов температуру увеличивало. Мозг работал – антифриза в гараже нет, воды нет, точнее есть, но замерзшая. Остается единственный вариант – попеременно заводя и глуша мотор плавно снижать температуру, чтобы не повело головку. Получилось. Без последствий. Причиною скорее всего было то, что после замены радиатора в системе остались воздушные пробки, которые при подъеме на четвертый этаж вышли, значительно понизив уровень жидкости. На следующий день в систему долил почти два литра антифриза. Ну а вентилятор не работал потому, что к нему просто забыли подключить провода.
С машиной достались четыре летних парных колеса – два Амтел Планет, два Би-381, три подкрылка и комплект каких-то резинок. Еще в машине был маленький огнетушитель неизвестного происхождения, массивный знак аварийной остановки, домкрат, колесный ключ и пакетик с сервисной книжкой, инструкцией по эксплуатации и еще парой инструкций. С машиной в комплекте были два комплекта ключей и полный комплект электронных ключей для иммобилайзера.
Получив в день покупки такой «подарок» я решил сначала немного полазить по машине, а потом уже начать ездить, а то не дай бог еще что-нибудь отвалится.
Комментарии