Обзоры01.05.2020✦40
Этот концепт-кар АвтоВАЗа давно нашёл своё место в списке моделей, так и не ставших серийными. Но некоторые идеи конструкторов проекта позднее пригодились другим автомобилям «Лада».
Идея расширения модельного ряда за счёт автомобиля гольф-класса появилась на АвтоВАЗе в начале нулевых годов, и в 2004 году на Московском автосалоне тольяттинцы показали концепт-кар ВАЗ-2116 «Силуэт». Машина на новой платформе метила в конкуренты «Форду Фокусу» и должна была пойти в серию к 2010 году. Однако заводчане уточняли, что выставочный прототип нужно было рассматривать как один из этапов творческого поиска, а не окончательный вариант.
Концепт-кар 2004 года
В 2005 году, со сменой руководства АвтоВАЗа, произошла очередная смена ориентиров: компания решила сначала заняться отработкой технологии, платформы и силовой структуры кузова, а уже потом — дизайном. Это привело к показу на Московском автосалоне 2006 года неказистого, но зато вполне ходового образца с тем же индексом 2116 и названием «Проект С» на номерном знаке. Предназначением этой серии машин (да-да, их было несколько) была героическая смерть на краш-тестах, что было видно по характерным наклейкам на кузове.
Концепт-кар 2006 года
Реальные испытания, кстати, прошли весьма успешно (лобовой удар — на 12 баллов из 16, боковой — на 14,3 из 16 даже без боковых подушек безопасности) и сулили минимум четыре звезды из пяти по рейтингу EuroNCAP.
Уже на тот момент предусматривалась разработка целого семейства машин на универсальной платформе В/С: седана 2116, универсала 2117, хэтчбека 2118, а в более отдалённой перспективе — кроссовера, минивэна и более компактных моделей.
Ещё через год был представлен новый концепт (серии 100А) со значительно облагороженным, хоть и нейтральным, экстерьером и интерьером.
Концепт-кар 2007 года
В модели 2116 было немало решений, нехарактерных для «Лад» тех лет. Например, передняя подвеска, хоть и имела привычную схему «Мак-Ферсон», всё же принципиально отличалась применением вместо двух тяг одного единого L-образного рычага, который, к тому же, крепился к подрамнику. К подрамнику была присоединена и рулевая рейка, благодаря чему от всей конструкции можно было ожидать как улучшения виброакустического комфорта, так и заметного прогресса в части управляемости. При этом автомобиль старались проектировать таким образом, чтобы потребительские качества соответствовали западным аналогам, а цена не выходила за рамки 13-15 тысяч долларов.
Передняя подвеска
Например, было однозначно решено, что задняя подвеска должна быть независимой с возможностью реализации полного привода с вискомуфтой. Но в некоторых других элементах конструкции решили сэкономить: петли багажника отнимают объём, зато максимально дёшевы, в рулевом управлении гидроусилитель, с которым информативность лучше, чем с установленным на рулевой колонке электроусилителем, а цена ниже, чем с интегрированным.
Для «Проекта С» разработали новый двигатель объёмом 1,8 литра с облегчённой шатунно-поршневой группой, изменёнными каналами охлаждающей жидкости и опционным фазовращателем. Вариант без него под индексом 21176 выдавал 116 л. с., а с фазовращателем (21177) — уже 122 силы. Увеличенный рабочий объём был достигнут только за счёт выросшего до 84 мм хода поршня, диаметр цилиндров не изменился.
Интерьер прототипа «Проект С»
Коробка передач 2116, в отличие от мотора, разрабатывалась с нуля. Это даже не одна коробка, а целое семейство. В нём предусматривалось два варианта передаточных чисел, три главные пары и возможность отбора мощности к задним колёсам. Привод механизма переключения передач – тросовый, с расположением в верхней части агрегата вне масляной ванны, что очень актуально в российских условиях: такой механизм практически не подвержен замерзанию.
Кузов не только обеспечивал высокий уровень безопасности, но и отлично сопротивлялся скручиванию: жёсткость довели до 21500 Н·м/град, что соответствовало уровню зарубежных аналогов тех лет. Например, если к точкам крепления подвески приложить момент 4000 Н·м, кузов «Проекта С» в сборе со стёклами скручивался на 33% меньше, чем у «Фокуса».
Ещё один вариант дизайна на прототипе, замеченном на улицах Тольятти
В общем, всё у машины вроде бы шло хорошо (даже успели изготовить несколько комплектных образцов хэтчбеков и пару кузовов универсалов), хотя конкретные сроки начала производства не назывались. Но в 2009 году по настоянию пришедшего на завод альянса «Рено-Ниссан» работы свернули...
Прототип хэтчбека ВАЗ-2118
Так что же всё-таки осталось от этой машины её потомкам, которые попали на конвейер?
Первыми пригодились наработки по коробке передач. Так как освоение производства шестерён отнимает до 80% расходов, абсолютно новая трансмиссия 2116 так и не увидела свет. Однако в производство пошла серия коробок, использующих старый набор шестерён, но новый корпус и тросовый привод механизма переключения.
Избирательность и ходы рычага также стали заметно лучше, чем на прежнем поколении трансмиссий, а ещё пропали назойливые вибрации. Первыми агрегат ВАЗ-2181 в 2012 году получили «Калина» первого поколения и «Гранта», а в 2016 году его доработанный вариант под индексом 21807 примерила и «Веста».
«Ладу Весту», представленную в качестве концепта в 2014 году, можно назвать ближайшим родственником «Силуэта»
Перейдём к подвеске. Так как руководство решило пока не прыгать даже в гольф-класс, ограничившись более компактными моделями, задняя независимая двухрычажная подвеска оказалась без надобности, но удачная конструкция передней подвески с L-образными рычагами на подрамнике пришлась впору «Ладе Весте».
Повезло и двигателю. Причём в производство пошёл «прокачанный» вариант с фазовращателем, который сменил индекс на ВАЗ-21179. Попробовать его стало возможным со стартом продаж «Лады XRAY» в 2016 году, а позже им обзавелась и «Веста».
Пожалуй, не стоит так уж сильно горевать по «Проекту С», ведь, хоть мы и не увидим этот автомобиль, узлы, агрегаты и инженерные решения не пропали и очень пригодились в других моделях. Так что работы по нему были проведены не зря. Остался «силуэт», как и предвещала нам, сама того не зная, первая машина...
Обязательно посмотрите: самая страшная дорога России — вот как выглядит федеральная трасса «Колыма» в 2024 году.
Владимир Пшенин
Комментарии
гость сайта 01.05.2020ответить
Андрей, в целом я с тобой согласен! Действительно запороли уже практически готовую машину. Ну что теперь после драки кулаками махать? У нас много чего было незаслуженно похерено...
Большой Хорхе01.05.2020ответить
Переслал коммент создателю Силуэта - вместе поржали. Настолько просто это не работает - "почти готовая машина", "враги запороли".
...И, позволю себе добавить, то был бы автомобиль, полностью ОТЕЧЕСТВЕННОЙ разработки!(это на заметку тем, кто любит кричать, что у нас НЕ УМЕЮТ делать машины...)
Куй01.05.2020ответить
То же самое в 80-90г.было с КамАЗом с новой,большой кабиной,когда DAF "вежливо попросил"их никогда не выпускать,даже выставочный образец,шедший на пароме в Амстердам пришлось разбить об этот самый паром,"при погрузке".
ПМ01.05.2020ответить
Что-то в дизайне этих Лад взято с иномарок,другое наоборот появилось позже на иномарках.
Рифат 01.05.2020ответить
Плявилось позже на иномарках.Вы имеете в виду Весту и Х-Рей.Я полностью согласен с вами.
ЛиХАЧ01.05.2020ответить
Как раз-таки в Весте и ХРее ничего из ихнего дизайна нет.
Рифат 02.05.2020ответить
Машина состоит не только из дизайнерских решений,но и из инжинерных.А вот тут то(читай статью)некоторые наработки были использованы в Весте и Х-Реи.
На Приору немного похож. Лично я выбираю авто по первому взгляду, если в Весту ещё можно влюбиться, то в этот "Силуэт" ни за что!
Гость 02.05.2020ответить
А ты тоже блондинка?Выбираеш машину по первому взгляду.А многие представь себе по ее технической начинке,по надежности,по ремонто пригодности.По тому для каких целей она им нужна.А ты выходит как капризная девушка.Вот уж не ожидал от тебя такого.
Опа02.05.2020ответить
Еще похожи задницей на Шкоды разных моделей,а мордой на Ниссан-Алтима.
Писюн я04.05.2020ответить
Да ладно уж.Развели тут срач.Обидно,не обидно конструкторам и строителям.Все работают за деньги и обидно только то что платят за это не заслуженно мало.А еще обидней когда кинут.А пойдет в серию или нет твоя разработка обсолютно пофигу.Ну если ты конечно не запатентовал ее и надеешся потом на маржу.Так и тебе строителю не все ли равно снесут твой дом или нет.Кто там будет жить ,поэты-песенники или наркоши устроят притон.Ты получил свою сумму.И не надо закатывать глаза что я мол не такой.Все мы такие,
Смотрел новости 04.05.2020ответить
Вот из за таких как Вы страна и не развивается как нужно.Представте себе не все думают как вы.Есть патриоты,государственные люди которые интересы страны,её народа стовят выше своих.Это депутаты,министры под руководством всенародно избраного президента.Есть просто не равнодушные люди которые не живут по принципу"после меня хоть потоп".Мне искренне жаль вас.
Ваз05.05.2020ответить
Силуэт этот сразу мертворождённый был, это было понятно по многим причинам.
Не мог завод, сидя по шею в долгах вытянуть конкурента Фокусу, тем более целое семейство. АвтоВАЗ в то время вообще ничего не мог, кроме выклянчивания денег и очередной замены фар на "восьмёрке"
Забавляют высказывания о "врагах" загубивших автомобиль... Логан это В-класс и конкурировать с Силуэтом С-класса не мог никак, вообще никак.
Моё мнение, Реношники закрыли проект за его нерентабельностью, Вазу нужно было навести порядок в В-классе, а уже потом лезть в С-класс. Подобная история была на Газе, когда пришел новый управленец и поняв, что классические Волги уже не спасти, снял их с производства, чтобы в дальнейшем они не принесли убытков и так слабо стоящему на ногах заводу.
Волгодав05.05.2020ответить
Классическая Волга убытков бы и в дальнейшем не приносила,их едва не принесла "космическая" для 80-х годов "Волга" ГАЗ-3105 и ее вариации,затем ГАЗ-3111 в новом кузове,но на старой платформе-24.Потому решили выпускать 31105(24ку с фарами 3111),спрос на нее был.А вот дальновидно ли было новому управленцу ГАЗа запускать в производство Сайбер,машину на класс ниже настоящих Волг,которые тоже вскоре прекратили выпускать по известным причинам?
Гость-2 05.05.2020ответить
Сайбер не ниже классом обычных Волг - они оба D-класс.
А вот причины снятия с производства "классических" Волг, насколько мне известно, именно снизившийся спрос + начало сборки Сайбера.
Гена06.05.2020ответить
Да кому эта классика сейчас была бы нужна.Волги сейчас можно купить дешевле тех же жигулей классики.Хотя конечно если бы по качеству,комфорту и всему остальному они были бы как мерседес их бы брали.Но это увы из области не научной фантастики.А Сайбер кстати был на голову выше классики.
Волгодав06.05.2020ответить
Не правы Вы,товарищи Гость-2 и Гена! Классическая Волга-это чистый Е-класс,D-класс-была опытная Волга-3115,потом Волга-Сайбер(посмотрите даже здешний каталог).А ГАЗ-24 габаритами и колесной базой поначалу даже соответствовала "семерке"БМВ и Мерсу-S класса тех лет,т.е.была F-класса.Вот разделение СССРовских авто с 80-х годов по классам:(А)-Ока;(В)-Таврия,Калина/Гранта;(C)-(он же Гольф)-Москвичи и Лады всех мастей,ИЖ-Орбита/Ода;(С-High)и(D)-Князь Владимир/Иван Калита,Волга-Сайбер;(Е)-Волга(всех мастей,кроме3115 и Сайбера);(ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ)-Чайка,ЗиЛ,теперь Аурус.Если машины прежних поколений продолжают выпускать,их класс как бы уменьшается,поскольку новые низкокласски становятся "переростками".А насчет выпуска Волги,мое мнение,выпускали б ГАЗ-3111,вместо 31105,спрос бы на нее был досих пор.
Аркадий Александрович 21.01.2021ответить
Если бы запустили в производство и продажу брали охотно лучше чем эту Весту собрали всю шваль и поставили
Щутник30.04.2020ответить
Ну...что тут скажешь???(матом ругаться нельзя)))...ГОТОВУЮ МАШИНУ запороли!!! А почему?! А потому, что она стала бы конкурентом и "реношному" Логану, и "ниссановской" Альмере! А потом сколько лет корпели над Вестой(кстати, не будем забывать, что в её, Весты, разработку вложены очень немаленькие бюджетные денежки!)))... Так что говорить о том, что работы над этой машиной не пропали зря, по крайней мере некорректно!!! Именно ПРОПАЛИ и именно ЗРЯ! А пара-тройка технических решений, взятых из этого проекта вряд ли стоят тех огромных и финансовых и интеллектуальных и производственных затрат, вложенных в его разработку...