АКПП или механика для внедорожника - что лучше?

03.04.2023

Сразу скажем, что универсального ответа на вопрос, какая коробка для внедорожника лучше, нет. Все, расходимся…

На самом деле, не все так просто. Для обеих трансмиссий есть место для внедорожной эксплуатации. Каждая из них имеет ряд преимуществ и ряд недостатков. Самое главное удивление для тех, кто считает механику единственно применимой коробкой вне дорог – это то, что автомат почти ничем не уступает механике. А в чем-то даже превосходит. Речь, естественно о классической АКПП с гидротрансформатором и гидроприводом включения передач планетарного типа. Роботы и прочие вариаторы рассматривать мы не будем – это совсем не внедорожные трансмиссии. Разберемся подробнее.

Надежность

АКПП гораздо надежнее. Она полностью герметична, у нее нет системы сцепления, которая часто сгорает на бездорожье. При правильной эксплуатации, исправную автоматическую коробку сломать очень сложно. По сути, есть только один способ вывести ее из строя – перегреть масло. Но для этого необходимо довольно долго двигаться на повышенной передаче в раздаточной коробке в дорожных условиях, в которых необходима пониженная передача. После перегрева и деградации масла, начинают буксовать фрикционы, появляются продукты износа, и коробка перестает работать.

Сжечь сцепление на МКПП в тяжелых дорожных условиях – дело пяти минут, а на слабонесущих грунтах, тронуться, не подпалив ведомый диск, часто невозможно вовсе.

Ремонтопригодность

Да, надежность автомата выше, но если она сломалась, ее не получится отремонтировать в полевых условиях. Осуществить ремонт АКПП можно только в чистом помещении, а сам ремонт требует высокой квалификации мастера, серьезного промышленного оборудования и стоит немалых денег. Несмотря на то, что большинство запасных частей к АКПП не такие дорогие. МКПП при наличии запчастей и инструмента ремонтируется прямо в лесу. Любой ремонт – замена сцепления, замена подшипников и шестерней – не представляет собой какой-либо серьезной проблемы.

Внедорожный функционал

Вот тут автомат в основном превосходит МКПП. Так плавно тронуться с места, как позволяет АКПП, никогда не получится на механике. Это важно на болотистой местности, на слабонесущих грунтах. АКПП, за счет работы гидротрансформатора, позволяет машине двигаться сколь угодно медленно, что также важно на ковровых болотах. На механической трансмиссии это возможно только при пробуксовке сцепления, что приводит к его быстрому выходу из строя.

Вопреки распростаненному мнению, раскачку на автомате применять можно не менее успешно, чем на механике. Никто не мешает переключаться между положениями D и R в моменты остановки автомобиля, не трогая педаль тормоза. Благодаря работе гидротрансформатора, повышается крутящий момент, который приходит на коробку передач от двигателя, а, следовательно, и на колеса, что крайне важно во внедорожной эксплуатации автомобиля.

Отдельной темой являются подъемы, которые преодолеваются только ходом и требуют переключения на подъеме на более низкую передачу. Тут автомату конкуренцию составить сложно, поскольку он может переключать передачи, почти не прерывая подачу мощности на колеса. Таким образом, в некоторые такие подъемы вообще невозможно подняться на внедорожнике с механической коробкой передач.

Недостатком АКПП на бездорожье еще можно назвать то, что водителю гораздо сложнее почувствовать момент пробуксовки колес. Это отрицательно влияет на точность управления автомобилем. Часто приходится высовываться в окно, чтобы наблюдать за передним колесом при начале движения на слабонесущем грунте, чтобы понять, когда начнется пробуксовка. Но и этот фокус можно провернуть только при наличии жесткой межколесной блокировки в переднем мосту. Также не все автоматические коробки позволяют выбрать передачу, с которой автомобиль будет начинать движение, что также иногда необходимо на бездорожье.

Эксплуатационные показатели

Здесь у АКПП есть некоторые недостатки.

  • Не всегда машину с АКПП можно безболезненно буксировать с заглохшим мотором. Для многих внедорожников это не проблема, так как они имеют нейтральную передачу в раздаточной коробке, которая позволяет разъединить между собой колеса и коробку передач. Но такой недостаток у АКПП есть.
  • Вторым недостатком можно смело назвать невозможность завести машину «с толкача». Сел аккумулятор? Сломался стартер? АКПП тут не станет достоинством автомобиля. Также автомобили с АКПП имеют несколько больший расход топлива на фоне автомобилей с МКПП.

С другой стороны, АКПП более комфортна при езде, так как не требует от водителя ручных переключений. Но МКПП позволяет применять торможение двигателем, особенно сильно это различие заметно на бездорожье с серьезным рельефом.

Также важен тот момент, что все АКПП имеют различия. Особенно, учитывая, что все современные автомобили имеют большое количество электроники, которая управляет и трансмиссией. Поэтому различные АКПП по-разному проявляют свои достоинства и недостатки.

При покупке внедорожника, выбор трансмиссии – не самая однозначная задача. Как теперь понятно, обе коробки имеют свои достоинства и недостатки. Но, на самом деле, обе коробки одинаково применимы в тяжелых условиях эксплуатации, поэтому, зная, какие характеристики вам важнее, можно принять решение о выборе трансмиссии.

Статья подготовлена специалистами автосервиса «Центр АКПП»

Ремонтируем АКПП, вариаторы, Powershift, DSG.

Заходите на наш сайт и задавайте вопросы

Первая Tesla Cybertruck в России — фото в нашем телеграм-канале

Самое популярное