Автобус ЗИЛ-158: почему его невзлюбили водители и пассажиры?

Новости27.09.2019101

ЗИЛ-158 был самым массовым городским автобусом в Советском Союзе в шестидесятых–семидесятых годах, но отношение к этой модели, особенно поначалу, было очень критичным.

Слабый двигатель, отсутствие усилителя руля, недолговечный задний мост, протекающие люки в крыше, неудачный материал обивки сидений — это только часть претензий к новому автобусу, выпуск которого начался на ЗИЛе в 1957 году. И это были не разговоры в «курилке». Заметки с критикой модели регулярно появлялись в газете «Московский автотранспортник», издаваемой Мосгортрансом.

Карикатуры на ЗИЛ из газеты «Московский автотранспортник»

Карикатуры на ЗИЛ из газеты «Московский автотранспортник»

Почему же новый автобус встретили так холодно? ЗИЛ-158 во многом был компромиссной моделью: для создания принципиально нового автобуса у ЗИЛа не было времени и ресурсов, поэтому за основу взяли предыдущую модель ЗИС-155.

Конструкция осталась неизменной: несущий кузов вагонного типа, две двери-шторки для пассажиров, расположенный спереди мотор, рессорные подвески всех колёс. Силовой агрегат позаимствовали у грузовика ЗИЛ-164А: рядный шестицилиндровый мотор объёмом 5,6 литра (109 л. с.) в сочетании пятиступенчатой механической коробкой передач.

Восстановленный ЗИЛ-158, за ним стоит ЗИС-155

Восстановленный ЗИЛ-158, за ним стоит ЗИС-155

Интересно, что «Московский автотранспортник» критиковал ЗИЛ в том числе за отсутствие на новой модели автоматической коробки передач. Неожиданно для конца пятидесятых годов, не правда ли? Оказывается, ещё в 1956 в Москве испытывали опытный автобус с автоматической трансмиссией (гидротрансформатором, как тогда говорили), но освоить производство такой коробки завод не сумел.

Пассажирам ЗИЛа-158 не нравились двери, открывающиеся не внутрь, а наружу — в слякоть грязные створки дверей пачкали одежду.

Автобусы ЗИЛ-158 у здания МГУ, 1966 год

Автобусы ЗИЛ-158 у здания МГУ, 1966 год

Инженеры ЗИЛа обещали устранить недостатки модели, но заниматься усовершенствованием конструкции в итоге пришлось специалистам ЛиАЗа. На завод в подмосковном Ликино-Дулёво производство перенесли в 1959 году, так как сам ЗИЛ уже не мог выпускать нужное количество машин — в приоритете были грузовики, в том числе перспективное семейство 130.

Сделанные в Ликино-Дулёво машины несли эмблему «ЛиАЗ», но официальное название модели оставалось прежним

Сделанные в Ликино-Дулёво машины несли эмблему «ЛиАЗ», но официальное название модели оставалось прежним

В 1961 году начался выпуск версии ЗИЛ-158В, получившей новое сцепление, модернизированные двигатель и коробку передач, усовершенствованную тормозную систему.

В таком виде автобус делали до 1970 года, на смену ему пришла модель ЛиАЗ-677. С московских и ленинградских маршрутов ЗИЛы-158 исчезли в 1978 году, в других городах эти машины работали до начала восьмидесятых.

Самые главные автоновости — в нашем телеграм-канале

Темы: #История #Автобусы #ЗиЛ

Комментарии

Владислав Мастерной27.09.2019ответить

Нет слов.

шарапов 06.10.2019ответить

Очень плохо было находиться у задних дверей. Вонь выхлопными газами дичайшая.

Людей иногда выворачивало в процессе поездки наизнанку, особенно при длительных переездах.Летом в нём - как в газовой камере, зимой - колотун.

Сеня 08.10.2019ответить

Глупость в названии,ни кто не жаловался,677 лучше,но и времена другие.

Александр 13.12.2019ответить

Жарко в нем очень летом.

Евгений27.09.2019ответить

Хотим мы этого или нет, но для своего времени эти автобусы были своеобразной палочкой-выручалочкой.

гость сайта 30.09.2019ответить

Не знаю, как для города, а вот для села настоящей палочкой-выручалочкой был ПАЗ-651! Я его почти и не помню, а вот родители мои рассказывали, что этот маленький, неказистый автобус практически не боялся бездорожья! А оно в те годы было везде...

Валерий Юмашев27.09.2019ответить

Рядом на снимке с ЗИЛ-158 ЗиС 154, а не ЗиС 155...

Птр28.09.2019ответить

Хорошо помню эти автобусы. В народе их звали "курятниками". Они работали до конца 70х. По причине дряхлости по полу салона укладывали рельсы и крепили их стремянками к раме.

Сергей28.09.2019ответить

Ну хватил автор на счет 80 годов,раньше ушли в историю!!!

Андрей Т 28.09.2019ответить

В Кирове, например, ЗИЛ-158В работали до 1981 года.

Сергей 30.09.2019ответить

В городе к середине 70-х их не было. А служебный, у нас на работе примерно до 83 года ползал со швеллерами на полу.

Владимир 09.10.2019ответить

В Новсибирске их называли "сараями" и работали они до конца 70-х годов параллельно с Лиазами, сам на них в НЭТИ ездил!

Андрей 23.10.2019ответить

В Шушенском такой автобус до последнего возил рабочих птицефабрики! Только недавно его продали на восстановление!

Леонид 25.10.2019ответить

В Астрахани у нас ездил один или два 159х в начале 80х годов, примерно до 83 года, наверное.

Nik 07.12.2019ответить

В Фергане на ряду с икарус гармошками ходили и лиазы 158.

николай 17.12.2019ответить

в армии служил на таком 79-81,по окончании службы передал другому солдату.

Николай28.09.2019ответить

двери открываются наружу,это удобно для водителя,через правое зеркало что двери закрылись..

Вячеслав28.09.2019ответить

Батя на таком работал,а я на капоте катался.Жопа кипела от жара,но в салоне было не жарко.Автобус для того времени вполне портальный.

Юрий 28.09.2019ответить

Для того времени хорошие автобусы были. Сейчас другое время, через 50 лет нынешние автобусы будут также хаить.

Сарказм 29.09.2019ответить

Ну да,как и в других цивилизованных странах того времени...как говорится - хорошо что войны нету,и на этом спасибо.

Андрей28.09.2019ответить

Помню ЛиАЗ. В детстве казалось, что у этого автобуса грустное лицо.

александр долгоруков28.09.2019ответить

Нормальный автобус ! Но работать на таком было тяжело, ГУР отсутствовал, после смены руки не свои, движок коптил, голова раскалывалась ! Они еще помню, с кондукторами ездили, сидел на заднем сиденьи и кнопку нажимал,сигнал водителю, когда двери закрывать !

Иван Иванович 29.09.2019ответить

для водителей может быть и проблематично было а лично для меня по фигу потому что других не было появились улучшенные их списали

kozhuk-larisayandexru29.09.2019ответить

автобус моего детства.он для меня всегда хорош.помню стоишь с отцом возле водителя легкий запах бензина и мотора я этот запах на всю жизнь запомнил.именно этот запах.водители конечно намучились с энтим автобусом

Михаил 29.09.2019ответить

Стоять возле водителя в этом автобусе можно только снаружи. Кабина водителя, в которой помещается и мотор, отделена от салона сплошной стеной, за которой пятиместное сиденье спиной к движению.

Вадим29.09.2019ответить

На работу ездил на этом автобусе .Набивался весь автобус все выглядели как кильки в томатном соусе.45минут ужаса по ухабистым дорогам в полусогнутом состоянии .У-Ж-А-С нашего автопрома!!!

CROSSAVEC30.09.2019ответить

Зато эти автобусы имели лицо и в них была душа. Сейчас же конвейер строгает безликую массу за бешенные деньги.

Константин30.09.2019ответить

Создание "принципиально новых автобусов" на ЗиЛе шло. Погуглите "ЗИЛ-159" и "ЗИЛ-129". Но в 1957-м случился Фестиваль, к которому было крайне желательно показать что-то новенькое. Поскольку вышеупомянутые модели еще не были отработаны, решили ограничиться, как теперь говорят, "рестайлингом" предыдущей модели, ЗИС-155. Кузов удлинили на метр, двигатель, не слишком сильный даже для ЗИС-155, остался прежним, отсюда нехватка мощности. В 1961-м мощность все же слегка подняли и провели другие усовершенствования, доведя параметры до более-менее приемлемых. По факту создание ЗИЛ-158 отвлекло силы и ресурсы завода и затормозило создание перспективных машин. А последующий перевод автобусного производства в Ликино поставил крест на всех перспективных зиловских машинах (127, 129 и 159). К слову, аналогичная история произошла с "номерными" вагонами метро перед московской Олимпиадой.

Петр 01.12.2019ответить

А причем здесь 127-я машина? Она выпущена раньше 158-го, и работала на межгороде!?

Владимир Ряховских30.09.2019ответить

Помню этих старичков в раннем детстве, в конце 60-х годов. Были они и ПАЗики. Затем им на смену пришли желтые и красные ЛиАЗы., которые я обожал.

Шурик30.09.2019ответить

Душный автобус и громкий,помню запах бензина в нём,узкие двери и высокий порог,ужас.

Старый сержант01.10.2019ответить

Удалось покататься на таких , когда дохаживал в 1 класс по старому адресу, а жил по новому. Впечатление осталось на всю жизнь от шикарных, мягких сидений.

Саша01.10.2019ответить

Саша

Николай01.10.2019ответить

про эти автобысы все враки. Хороший был автобус. Полностью из алюминия. Рамы не имел, состоял из коротких клепанных ферм. В нашем парке АТП-1 не было у автобусов Лиаз-158 Ликинского завода ни одной рельсы. Автор соврамши.

А вот те автобусы что пришли на смену этому Лиазу - Лиаз 377 с Ураловским двигателем на 180 л.с, ходил по нашим сопкам пешком. С ул. Ленина на ул. Карла Маркса и на ул Серышева подъемы такие что не каждая машина вытянет на 5-й с разгона. Работали в нашем АТП два молодых паренька. Намучались они с АКПП. И решили модернизировать его. Заменили кожух маховика и поставили от Лиаз-158. Спасибо конструкторам что не изменили крепление кожуха к блоку цилиндров. Установили маховик и сцепление так же от Лиаз-158. коробка тоже Лиазовская. И стали зарабатываать по 1000 рублей. А это 1972 год. Потому что у мотора сил немеряно, автобус получил венгерские мосты RABA, АКПП не мучила. и автобус с линии не сходил по пустякам. Новые машины были на то время. К тому же из-за мощности мотора они экономили горючее аж на 50%. Администрация была в шоке. Но другим автобусам переделку сделать не позволила - приказ из Москвы - учитесь тренируйте коллектив ремзоны.

Игорь 16.10.2019ответить

У нас в Питере в 3 автобусном в конце 70-х, начале 80-х вполне официально ставили вместо ГМП (название АКПП уже даже официально не было, даже участок в ремзоне был ГМП (гидромеханическая передача)официально ставили механическую коробку, но не на рейсовые "ЛиАЗы", а когда переделывли их в "техничку"!

александр01.10.2019ответить

вы все заелись каждому автобусу свое время сейчас лучше корейца нет.

Леонид 04.10.2019ответить

кореец а где российский играем в демократию 1985 ги ноль а 1957г это 12 лет просле ВО воины был автобус

Сергей01.10.2019ответить

по сравнению с ЛИАЗом (в народе - скотовоз) этот автобус вполне нормалёк

старик 1301.10.2019ответить

те кто хаит этот автобус,значит только одно вы не сталкивались с ЛАЗовским отрядом,вот это да была проблема,а если подумать и он имел свои преимущества перед другими,как говорится у каждой вещи есть свои плюсы и минусы так что не надо хаить те вещи что были раньше,если так писать что было при царе горохе и что в конце 20 века это тоже две большие разницы,всё при царе было плохое а при развитом коммунизме всё прекрасное и хорошее.Так что 158 для своего времени был чудо машиной

Андрей02.10.2019ответить

Мы в детстве предпочитали их, а не новые лиазы, уютней в них было.

Владимир03.10.2019ответить

ЕЗДИЛ НА ТАКОМ Москва-Рогачёво , до Каменки 2-час,без особых нареканий! Когда пустили Львовские - те были очень "удушающими". А новые ЛИАЗЫ оказались слабы по нашей гористой местности , ещё и АКПП порой вносил помеху.

Андрей03.10.2019ответить

У нас на севере их уже к середине 70 ни одного не осталось.

вася03.10.2019ответить

Автобус из детства , да пофиг на технические недостатки ,всё хорошее только с ним .

Саша04.10.2019ответить

По воспоминаниям детства - шумный, удушливый и тихоходный. В Пензе массово исчез в начале 70-х. Но вот дизайн мне его почему-то нравился... К новому "скотовозу" я относился равнодушно, а вот в "львовском" ездить любил. Убаюкивающе мягкий ход был. Пока вечером ехал пол-часа из бассейна домой на нем, успевал почти уснуть.

Александр04.10.2019ответить

Создается впечатление,что афтор какое то время "отпахал" на этой машине лет десять, Мой отец в середине 60-х

работал на этих машинах в ПАТП и был доволен этой техникой. Да, не было ГУРов, комфорта(кондиционеров и т, п,),но была простота и главное надежность ЛиАЗа 158в,как и всей Советской техники

Виктор05.10.2019ответить

В начале 70-х работал га практике на втором Ленинградском авторемонтном заводе, там делали капитальный ремонт этих автобусов. Полностью разбирали кузов, меняли треснувшие детали и снова склепывали, грязная и тяжелая работа. В салоне всегда пахло этилированным бензином.

Cергей05.10.2019ответить

Автобус был ужасный.Я на нём в 60х ещё пацаном ездил. Движок был очень слабенький,на подъём еле-еле с жутким надрывом вылазил.

Федр06.10.2019ответить

И сейчас все автобусы с рессорами, как после войны, в 60е. Прогресса нет, отстали. Вот ЛИАЗ 677 в СССР был с пневмоподвеской, реально лучше сегодняшних скотовозок народа от олигархов и путина....

Сеня 08.10.2019ответить

вы чушь то не порите,все кроме малой вместимости(их аналоги есть и на западе)на пневмобалонах.

бывший водитель06.10.2019ответить

у нас в парке их называли голубками последний списали в 1977 году но несколько еще работали техничками

Maxvik06.10.2019ответить

Нравился автобус тем, что сзади бампер, за него зимой цеплялись и катились за автобусом по заснеженной дороге.. У Лиаза уже бампера не было, цепляться было тяжело. Не понравился.

Сеня 08.10.2019ответить

а мы вас ловили,и на 677 за "юбку" хватались пацаны,на кочке он прыгал в вверх на пневмобалонах,и опускался почти до земли,сколько пацанчиков покалечено,один бог знает.

камо07.10.2019ответить

я на львовце работал лет 10назад и никакой гидравлики небыло

Николай Корешков08.10.2019ответить

Это был мой первый автобус после службы в Советской Армии. Потом был городской ЛаЗ-695, затем ЛиАЗ-677, а потом семейство городских Икарусов начиная с Икарус-180. В 1973 году я перешел на междугородние перевозки и там были Икарусы 250, 255, 256 и так почти 25 лет.

Виталий09.10.2019ответить

ЛиАЗ-677 был ни сколько не лучше, в гору пердел а не ехал)

ЖАН БАТИСТ М10.10.2019ответить

Мне в детстве очень нравились эти автобусы. Звук двигателя, сам салон. Да и, вообще он весь мне нравился! Сейчас смотрю на него на картинке и сразу вспоминаю детство.!!!

Баюн10.10.2019ответить

Автобус моего детства....

Евгений10.10.2019ответить

не был он самым массовым в 70е, тогда Лиаз был уже

Андрей10.10.2019ответить

Отец работал на таком в начале 70-х. В Ижевске называли их "Заклепка". Мне кажется в то время радовались каждому ТС, а народ был менее требователен, трудолюбив и радушен...или просто молодость...)))

Вадим Москва10.10.2019ответить

Да плевать какой там мотор. Этот автобус ходил с 6-ой улицы Текстильщиков и делал круг на площади Дзержинского, под номером 43. Он возил меня в Детский мир !

Игорь10.10.2019ответить

Я то-же работал на Лиаз 677, машину знал на отлично. Мне этот автобус нравился,потом на дизельных лиазах работал, мерседесах Самаре и в г Новокуйбышевске.

Виктор11.10.2019ответить

1957 год!!!!!!!!!!!!!Это о чём то говорит?

Роман Александрович11.10.2019ответить

Я помню у нас по городу до 1980 года по маршруту такой ездил

ВЛАДИСЛАВ19.10.2019ответить

Пришол из Армии в 1973году.И работал в 3ем Автобусном Они эти ЗИЛЫ назывались Коробкой А чтобы рул был полегче ставили длинную сошку.НЕочень то и поворотов много Так что нормально в Москве 82 маршрут. Мимо дома по родной Писцовой .А долго ждали автобус Потому что нехватало шоферов.Подработки было море.Вместо26 машин на линии как правило14 18 но никогда полностью небыло. Рано надо вставать зато аванс 80 и получка 250.Ятак накопил себе на Горбатого чтото быстро.

Владимир Иванович24.10.2019ответить

Милый, в общем-то, автобус. Ездил на нем не так много, но мне он нравился.

Арсений25.10.2019ответить

У нас такие до сих пор бегают на маршрутах в Виннице.

Алексей25.10.2019ответить

Автобус моего детства:

лицо с глазами(фары или лобовые стёкла)и эмоциональным выражением,восхитительные заклёпки на корпусе,кожух на моторе,на который сажали малышей (в Сибири - актуально)и двери, закрывающиеся с неповторимым скрипом.В этом автобусе для меня всегда находилось местечко,если,не на сиденье и не на кожухе,так на руках взрослых.Машина с душой!

Владислав 26.10.2019ответить

Несколько странно читать о слабости двигателя. В указанные годы (60-е) в гор.Майкоп такие автобусы работали с прицепами! В качестве прицепов использовались списанные ЛАЗы или подобные ЛиАЗы, с демонтированными кабинами и без двигателей.у ведущего ЛиАЗа ставился форкопф, жёсткая сцепка, розетки и штуцера, сетчатое ограждение межавтобусного пространства.Долгие годы так несколько автобусов и работали с прицепами.

пупс27.10.2019ответить

Дизайн суперский...Красавец!

Сергей28.10.2019ответить

зато сиденья для людей (мягкие на пружинах)а бензином пахло и в волгах и москвичах

Юра Лещ12.11.2019ответить

под нашим окном была автобусная остановка, и эти грёбаные колымаги так шипели и скрипели дверями, так пердели своими движками, что хотелось на каждую такую рухлядь сверху бросить гранату....

Петр01.12.2019ответить

В те годы - совсем (ваще) не "Мосгортранс", а УПТМ - "Управление Пассажирского Транспорта Мосгорисполкома" было, и газета их называлась "За отличный рейс", а не какой не "Автотранспортник": УПТМ - объединял, помимо АВТОтранспорта ещё и ЭЛЕКТРОтранспорт, проконсультироваться не мешает, перед такими историческими "вбросами"! А "158-й" - был не хуже зарубежных ровесников!

Сергей01.12.2019ответить

Что за ерунда! Нормальный был автобус.

Андрей02.12.2019ответить

Автобус детства!Спал на моторном отсеке и смотрел на дорогу.Отец в Крым в Артек с Ленинграда возил,ах эти серпантины....хорошо ,что тормозные съезды были-тормозишек на спусках не хватало,и подъемы с трудом.У отца руки были накаченные после руля без гидрика!А лицо у буса-,действительно доброе!

Максим03.12.2019ответить

Не видел их нигде в 70-х

николай Лавринов05.12.2019ответить

Автобус трудяга,тащил все и вся .

Сергей10.12.2019ответить

я работал с 1970 г в ФАТП г Москва слесарем 158-х было 8 автоколонн более 1000 водители жаловались в основном на механизм переключения передач а когда получили ЛИАЗ-677 -вообще почти целая автоколонна этих новинок встала к забору причина ГМП-Г Малость Потекло

Владимир11.12.2019ответить

Всё студенчество в Питере ездил на этих автобусах. Гораздо удобнее львовский ЛАЗ ов, которых в городах было тоже немало.

Васильевич13.12.2019ответить

Насчет водителей не знаю, а пассажиры никогда не высказывали недовольство. Только тогда, когда опаздывал.

игорь23.12.2019ответить

Я натаком работал в Воркуте 1978 году отличный автобус

Евлампий Суходрищев24.12.2019ответить

Сколько на таких проездил, но не знал, что их не любили.

Владимир 29.05.2021ответить

В 71-73 возил на таком Зилке офицеров и прочий персонал утром в часть на службу, вечером назад в город. Глухов Сумской области, Украина.

Лариса06.12.2021ответить

Ходили такие помню в начале 70-х по улице Бехтерева в Москве

Николай25.11.2022ответить

В Братске на птицефабрике в конце 70 такой бегал, дуршлаком называли его и будильником.

Юрий Г 23.12.2022ответить

В 1976 я начинал работать на Лиаз 158, в г. Целиноград, холодно зимой в кабине, капот чуть приоткроешь и тепло в кабине и шумно от мотора, народ ездил и не жаловался! Не то что щас!

Самое популярное