Автобус ЗИЛ-158: почему его невзлюбили водители и пассажиры?

27 сентября 2019

ЗИЛ-158 был самым массовым городским автобусом в Советском Союзе в шестидесятых–семидесятых годах, но отношение к этой модели, особенно поначалу, было очень критичным.

Слабый двигатель, отсутствие усилителя руля, недолговечный задний мост, протекающие люки в крыше, неудачный материал обивки сидений — это только часть претензий к новому автобусу, выпуск которого начался на ЗИЛе в 1957 году. И это были не разговоры в «курилке». Заметки с критикой модели регулярно появлялись в газете «Московский автотранспортник», издаваемой Мосгортрансом.

Карикатуры на ЗИЛ из газеты «Московский автотранспортник»

Карикатуры на ЗИЛ из газеты «Московский автотранспортник»

Почему же новый автобус встретили так холодно? ЗИЛ-158 во многом был компромиссной моделью: для создания принципиально нового автобуса у ЗИЛа не было времени и ресурсов, поэтому за основу взяли предыдущую модель ЗИС-155.

Конструкция осталась неизменной: несущий кузов вагонного типа, две двери-шторки для пассажиров, расположенный спереди мотор, рессорные подвески всех колёс. Силовой агрегат позаимствовали у грузовика ЗИЛ-164А: рядный шестицилиндровый мотор объёмом 5,6 литра (109 л. с.) в сочетании пятиступенчатой механической коробкой передач.

Восстановленный ЗИЛ-158, за ним стоит ЗИС-155

Восстановленный ЗИЛ-158, за ним стоит ЗИС-155

Интересно, что «Московский автотранспортник» критиковал ЗИЛ в том числе за отсутствие на новой модели автоматической коробки передач. Неожиданно для конца пятидесятых годов, не правда ли? Оказывается, ещё в 1956 в Москве испытывали опытный автобус с автоматической трансмиссией (гидротрансформатором, как тогда говорили), но освоить производство такой коробки завод не сумел.

Пассажирам ЗИЛа-158 не нравились двери, открывающиеся не внутрь, а наружу — в слякоть грязные створки дверей пачкали одежду.

Автобусы ЗИЛ-158 у здания МГУ, 1966 год

Автобусы ЗИЛ-158 у здания МГУ, 1966 год

Инженеры ЗИЛа обещали устранить недостатки модели, но заниматься усовершенствованием конструкции в итоге пришлось специалистам ЛиАЗа. На завод в подмосковном Ликино-Дулёво производство перенесли в 1959 году, так как сам ЗИЛ уже не мог выпускать нужное количество машин — в приоритете были грузовики, в том числе перспективное семейство 130.

Сделанные в Ликино-Дулёво машины несли эмблему «ЛиАЗ», но официальное название модели оставалось прежним

Сделанные в Ликино-Дулёво машины несли эмблему «ЛиАЗ», но официальное название модели оставалось прежним

В 1961 году начался выпуск версии ЗИЛ-158В, получившей новое сцепление, модернизированные двигатель и коробку передач, усовершенствованную тормозную систему.

В таком виде автобус делали до 1970 года, на смену ему пришла модель ЛиАЗ-677. С московских и ленинградских маршрутов ЗИЛы-158 исчезли в 1978 году, в других городах эти машины работали до начала восьмидесятых.

Темы: История Автобусы ЗИЛ

Смотрите также:

Комментарии

Владислав Мастерной 27 сентября 2019ответить

Нет слов.

Евгений 27 сентября 2019ответить

Хотим мы этого или нет, но для своего времени эти автобусы были своеобразной палочкой-выручалочкой.

Валерий Юмашев 27 сентября 2019ответить

Рядом на снимке с ЗИЛ-158 ЗиС 154, а не ЗиС 155...

Птр 28 сентября 2019ответить

Хорошо помню эти автобусы. В народе их звали "курятниками". Они работали до конца 70х. По причине дряхлости по полу салона укладывали рельсы и крепили их стремянками к раме.

Сергей 28 сентября 2019ответить

Ну хватил автор на счет 80 годов,раньше ушли в историю!!!

Николай 28 сентября 2019ответить

двери открываются наружу,это удобно для водителя,через правое зеркало что двери закрылись..

Вячеслав 28 сентября 2019ответить

Батя на таком работал,а я на капоте катался.Жопа кипела от жара,но в салоне было не жарко.Автобус для того времени вполне портальный.

Юрий 28 сентября 2019ответить

Для того времени хорошие автобусы были. Сейчас другое время, через 50 лет нынешние автобусы будут также хаить.

Андрей 28 сентября 2019ответить

Помню ЛиАЗ. В детстве казалось, что у этого автобуса грустное лицо.

александр долгоруков 28 сентября 2019ответить

Нормальный автобус ! Но работать на таком было тяжело, ГУР отсутствовал, после смены руки не свои, движок коптил, голова раскалывалась ! Они еще помню, с кондукторами ездили, сидел на заднем сиденьи и кнопку нажимал,сигнал водителю, когда двери закрывать !

Андрей Т 28 сентября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Сергей

В Кирове, например, ЗИЛ-158В работали до 1981 года.

Иван Иванович 29 сентября 2019ответить

для водителей может быть и проблематично было а лично для меня по фигу потому что других не было появились улучшенные их списали

Сарказм 29 сентября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Юрий

Ну да,как и в других цивилизованных странах того времени...как говорится - хорошо что войны нету,и на этом спасибо.

kozhuk-larisayandexru 29 сентября 2019ответить

автобус моего детства.он для меня всегда хорош.помню стоишь с отцом возле водителя легкий запах бензина и мотора я этот запах на всю жизнь запомнил.именно этот запах.водители конечно намучились с энтим автобусом

Михаил 29 сентября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя kozhuk-larisayandexru

Стоять возле водителя в этом автобусе можно только снаружи. Кабина водителя, в которой помещается и мотор, отделена от салона сплошной стеной, за которой пятиместное сиденье спиной к движению.

Вадим 29 сентября 2019ответить

На работу ездил на этом автобусе .Набивался весь автобус все выглядели как кильки в томатном соусе.45минут ужаса по ухабистым дорогам в полусогнутом состоянии .У-Ж-А-С нашего автопрома!!!

гость сайта 30 сентября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Евгений

Не знаю, как для города, а вот для села настоящей палочкой-выручалочкой был ПАЗ-651! Я его почти и не помню, а вот родители мои рассказывали, что этот маленький, неказистый автобус практически не боялся бездорожья! А оно в те годы было везде...

CROSSAVEC 30 сентября 2019ответить

Зато эти автобусы имели лицо и в них была душа. Сейчас же конвейер строгает безликую массу за бешенные деньги.

Сергей 30 сентября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Сергей

В городе к середине 70-х их не было. А служебный, у нас на работе примерно до 83 года ползал со швеллерами на полу.

Константин 30 сентября 2019ответить

Создание "принципиально новых автобусов" на ЗиЛе шло. Погуглите "ЗИЛ-159" и "ЗИЛ-129". Но в 1957-м случился Фестиваль, к которому было крайне желательно показать что-то новенькое. Поскольку вышеупомянутые модели еще не были отработаны, решили ограничиться, как теперь говорят, "рестайлингом" предыдущей модели, ЗИС-155. Кузов удлинили на метр, двигатель, не слишком сильный даже для ЗИС-155, остался прежним, отсюда нехватка мощности. В 1961-м мощность все же слегка подняли и провели другие усовершенствования, доведя параметры до более-менее приемлемых. По факту создание ЗИЛ-158 отвлекло силы и ресурсы завода и затормозило создание перспективных машин. А последующий перевод автобусного производства в Ликино поставил крест на всех перспективных зиловских машинах (127, 129 и 159). К слову, аналогичная история произошла с "номерными" вагонами метро перед московской Олимпиадой.

volosatov450yaru 30 сентября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя гость сайта

У ЗИЛ-158 мотор был более мощный и устойчивее, чем у ПАЗ-651. Я работал в 1962-1970 годы в Академгородке (Новосибирск) механиком колонны. Большим недостатком ЗИЛов была карданная передача. Не знали, что с нею делать, когда она отрывалась!

Владимир Ряховских 30 сентября 2019ответить

Помню этих старичков в раннем детстве, в конце 60-х годов. Были они и ПАЗики. Затем им на смену пришли желтые и красные ЛиАЗы., которые я обожал.

гость сайта 30 сентября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя volosatov450yaru

Так ведь ПАЗ-651 был ни что иное, как ГАЗ-51, только вместо бортового кузова была нахлобучена пассажирская "будка"! Простота и надёжность конструкции выше всех похвал! А ещё 100%-ная унификация с 51-м делала машину ремонтопригодность и дешёвой в обслуживании! Я не знаю, какие уж там экономические соображения заставили КАвЗ прекратить производство рамных капотных автобусов, но для эксплуатации на предприятиях, организациях, да и на сельских маршрутах такой автобус незаменим!

Шурик 30 сентября 2019ответить

Душный автобус и громкий,помню запах бензина в нём,узкие двери и высокий порог,ужас.

Старый сержант 1 октября 2019ответить

Удалось покататься на таких , когда дохаживал в 1 класс по старому адресу, а жил по новому. Впечатление осталось на всю жизнь от шикарных, мягких сидений.

Саша 1 октября 2019ответить

Саша

Николай 1 октября 2019ответить

про эти автобысы все враки. Хороший был автобус. Полностью из алюминия. Рамы не имел, состоял из коротких клепанных ферм. В нашем парке АТП-1 не было у автобусов Лиаз-158 Ликинского завода ни одной рельсы. Автор соврамши.

А вот те автобусы что пришли на смену этому Лиазу - Лиаз 377 с Ураловским двигателем на 180 л.с, ходил по нашим сопкам пешком. С ул. Ленина на ул. Карла Маркса и на ул Серышева подъемы такие что не каждая машина вытянет на 5-й с разгона. Работали в нашем АТП два молодых паренька. Намучались они с АКПП. И решили модернизировать его. Заменили кожух маховика и поставили от Лиаз-158. Спасибо конструкторам что не изменили крепление кожуха к блоку цилиндров. Установили маховик и сцепление так же от Лиаз-158. коробка тоже Лиазовская. И стали зарабатываать по 1000 рублей. А это 1972 год. Потому что у мотора сил немеряно, автобус получил венгерские мосты RABA, АКПП не мучила. и автобус с линии не сходил по пустякам. Новые машины были на то время. К тому же из-за мощности мотора они экономили горючее аж на 50%. Администрация была в шоке. Но другим автобусам переделку сделать не позволила - приказ из Москвы - учитесь тренируйте коллектив ремзоны.

александр 1 октября 2019ответить

вы все заелись каждому автобусу свое время сейчас лучше корейца нет.

Сергей 1 октября 2019ответить

по сравнению с ЛИАЗом (в народе - скотовоз) этот автобус вполне нормалёк

старик 13 1 октября 2019ответить

те кто хаит этот автобус,значит только одно вы не сталкивались с ЛАЗовским отрядом,вот это да была проблема,а если подумать и он имел свои преимущества перед другими,как говорится у каждой вещи есть свои плюсы и минусы так что не надо хаить те вещи что были раньше,если так писать что было при царе горохе и что в конце 20 века это тоже две большие разницы,всё при царе было плохое а при развитом коммунизме всё прекрасное и хорошее.Так что 158 для своего времени был чудо машиной

Александр 2 октября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Михаил

На переднем сиденье пацаны (я в их числе) стояли на коленях, лицом в перёд.Очень интересно было смотреть на дорогу.

Тоже Михаил 2 октября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Михаил

И никаких стен между водителем и пассажирами не было. Сам вот так же стоял пятилетним на коленках на переднем сиденье в только что попавшем в наш город ЛИАЗе (да этого ходили старые ЗИСы, когда исчезли, было их жалко) и знакомый водитель мне как раз и рассказывал, что это новая марка и т.д.

Андрей 2 октября 2019ответить

Мы в детстве предпочитали их, а не новые лиазы, уютней в них было.

Владимир 3 октября 2019ответить

ЕЗДИЛ НА ТАКОМ Москва-Рогачёво , до Каменки 2-час,без особых нареканий! Когда пустили Львовские - те были очень "удушающими". А новые ЛИАЗЫ оказались слабы по нашей гористой местности , ещё и АКПП порой вносил помеху.

Андрей 3 октября 2019ответить

У нас на севере их уже к середине 70 ни одного не осталось.

вася 3 октября 2019ответить

Автобус из детства , да пофиг на технические недостатки ,всё хорошее только с ним .

Леонид 4 октября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя александр

кореец а где российский играем в демократию 1985 ги ноль а 1957г это 12 лет просле ВО воины был автобус

Александр 4 октября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Сергей

Поддерживаю Сергея, в нашем городе, Свердловске, тоже не помню таких автобусов с начала 70-х. Служебный автобус был такой до середины 80-х. С 73 года помню, так как приехал учиться в Свердловск,на маршрутах были Луазы и Лазы.Луаз был холодным, жестким и гремучим, а Лаз мягким и теплим, но частенько подванивало отработанными газами.

Саша 4 октября 2019ответить

По воспоминаниям детства - шумный, удушливый и тихоходный. В Пензе массово исчез в начале 70-х. Но вот дизайн мне его почему-то нравился... К новому "скотовозу" я относился равнодушно, а вот в "львовском" ездить любил. Убаюкивающе мягкий ход был. Пока вечером ехал пол-часа из бассейна домой на нем, успевал почти уснуть.

Александр 4 октября 2019ответить

Создается впечатление,что афтор какое то время "отпахал" на этой машине лет десять, Мой отец в середине 60-х

работал на этих машинах в ПАТП и был доволен этой техникой. Да, не было ГУРов, комфорта(кондиционеров и т, п,),но была простота и главное надежность ЛиАЗа 158в,как и всей Советской техники

Александр 4 октября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Тоже Михаил

Стенка на таком ЛиАЗе была, она отгораживала кабину водителя от пассажирского салона.

Александр 4 октября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Александр

Автобусов ЛуАЗ не было, были автобусы завода в Ликино Московской области-ЛиАЗы

Виктор 5 октября 2019ответить

В начале 70-х работал га практике на втором Ленинградском авторемонтном заводе, там делали капитальный ремонт этих автобусов. Полностью разбирали кузов, меняли треснувшие детали и снова склепывали, грязная и тяжелая работа. В салоне всегда пахло этилированным бензином.

Cергей 5 октября 2019ответить

Автобус был ужасный.Я на нём в 60х ещё пацаном ездил. Движок был очень слабенький,на подъём еле-еле с жутким надрывом вылазил.

Федр 6 октября 2019ответить

И сейчас все автобусы с рессорами, как после войны, в 60е. Прогресса нет, отстали. Вот ЛИАЗ 677 в СССР был с пневмоподвеской, реально лучше сегодняшних скотовозок народа от олигархов и путина....

шарапов 6 октября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Владислав Мастерной

Очень плохо было находиться у задних дверей. Вонь выхлопными газами дичайшая.

Людей иногда выворачивало в процессе поездки наизнанку, особенно при длительных переездах.Летом в нём - как в газовой камере, зимой - колотун.

бывший водитель 6 октября 2019ответить

у нас в парке их называли голубками последний списали в 1977 году но несколько еще работали техничками

Maxvik 6 октября 2019ответить

Нравился автобус тем, что сзади бампер, за него зимой цеплялись и катились за автобусом по заснеженной дороге.. У Лиаза уже бампера не было, цепляться было тяжело. Не понравился.

камо 7 октября 2019ответить

я на львовце работал лет 10назад и никакой гидравлики небыло

Сеня 8 октября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Владислав Мастерной

Глупость в названии,ни кто не жаловался,677 лучше,но и времена другие.

Сеня 8 октября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Maxvik

а мы вас ловили,и на 677 за "юбку" хватались пацаны,на кочке он прыгал в вверх на пневмобалонах,и опускался почти до земли,сколько пацанчиков покалечено,один бог знает.

Сеня 8 октября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Федр

вы чушь то не порите,все кроме малой вместимости(их аналоги есть и на западе)на пневмобалонах.

Николай Корешков 8 октября 2019ответить

Это был мой первый автобус после службы в Советской Армии. Потом был городской ЛаЗ-695, затем ЛиАЗ-677, а потом семейство городских Икарусов начиная с Икарус-180. В 1973 году я перешел на междугородние перевозки и там были Икарусы 250, 255, 256 и так почти 25 лет.

Владимир 9 октября 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Сергей

В Новсибирске их называли "сараями" и работали они до конца 70-х годов параллельно с Лиазами, сам на них в НЭТИ ездил!

Виталий 9 октября 2019ответить

ЛиАЗ-677 был ни сколько не лучше, в гору пердел а не ехал)

ЖАН БАТИСТ М 10 октября 2019ответить

Мне в детстве очень нравились эти автобусы. Звук двигателя, сам салон. Да и, вообще он весь мне нравился! Сейчас смотрю на него на картинке и сразу вспоминаю детство.!!!

Баюн 10 октября 2019ответить

Автобус моего детства....

Евгений 10 октября 2019ответить

не был он самым массовым в 70е, тогда Лиаз был уже

Андрей 10 октября 2019ответить

Отец работал на таком в начале 70-х. В Ижевске называли их "Заклепка". Мне кажется в то время радовались каждому ТС, а народ был менее требователен, трудолюбив и радушен...или просто молодость...)))

Вадим Москва 10 октября 2019ответить

Да плевать какой там мотор. Этот автобус ходил с 6-ой улицы Текстильщиков и делал круг на площади Дзержинского, под номером 43. Он возил меня в Детский мир !

Игорь 10 октября 2019ответить

Я то-же работал на Лиаз 677, машину знал на отлично. Мне этот автобус нравился,потом на дизельных лиазах работал, мерседесах Самаре и в г Новокуйбышевске.

Виктор 11 октября 2019ответить

1957 год!!!!!!!!!!!!!Это о чём то говорит?

Роман Александрович 11 октября 2019ответить

Я помню у нас по городу до 1980 года по маршруту такой ездил

Жорж сегодняответить

ответ на комментарий пользователя volosatov450yaru

Это в ПАТП №3 что ли?

Популярное на сайте

Новости партнёров:

Сейчас обсуждают:

Это в ПАТП №3 что ли?

Да нет... Какая "нацбезопасность"??? Тут соображения экономической нецелесообразности уместней будет применить! Просто с…

Это не принципиально, это совет по выживанию...

А я и так молчу!молчу и строчу свои комменты!!! А кому не нравится, тот может садиться в "клубный" авто и катиться по из…

Ну... Китай-Авто-Пром (извиняюсь, мануфэкчуринг))) нынче в ударе!!! Одна новая модель за другой!!! Штампуют, как на конв…

Хантеру (он же 469-й образца 19Никиты Сергеича года))) пора уж и на заслуженный отдых!!! И даже 409-й движок, портальные…