Внедорожник ЛуАЗ-967М, 1975–1989

Внедорожник ЛуАЗ-967М, 1975–1989

В начале 1950-х годов советской армии понадобился миниатюрный автомобиль высокой проходимости, который мог бы транспортировать раненных, буксировать небольшие артиллерийские установки и выполнять прочие полевые задачи. Сначала взяться за исполнение заказа было поручено Ирбитскому мотоциклетному заводу, предложившему для планируемой новинки свой 23-сильный оппозитный мотор М-72, однако ИМЗ признал себя не готовым к работе над столь масштабным проектом, вследствие чего создание военного микроавтомобиля легло на плечи НАМИ.

Первым за разработку малолитражки взялся инженер Долматовский, но его видение нового автомобиля не соответствовало нуждам армейцев — предложенная заднеприводная платформа действительно вряд ли показала бы достойную проходимость. Затем главным в проекте, названным «4х4» был назначен Борис Фиттерман, создавший на чертежах полноприводный автомобиль-транспортер с солидным клиренсом и независимой торсионной подвеской всех колес, способный без нареканий ездить по бездорожью, осиливать 30-градусные подъемы и преодолевать водные препятствия.

Очень интересной была придуманная Фиттерманом компоновка салона — водительское кресло и элементы управления авто располагались в передней части кузова посередине, два сиденья для пассажиров были чуть позади рядом с бортами, а при необходимости их можно было сложить так, чтобы «пол» машины превращался в ровную платформу, на которой без проблем расположились бы пара раненных на носилках. Более того, место водителя было обустроено таким образом, что ему можно было лечь и в таком положении управлять автомобилем в случае обстрела.

Интерьер внедорожника ЛуАЗ-967М, 1975–1989

Интерьер внедорожника ЛуАЗ-967М, 1975–1989

В 1956 году проект был утвержден, а работы по созданию первых макетов и опытного образца проводились на уже упомянутом ИМЗ. Собранный автомобиль, как и задумывалось, с легкостью не только катался по любым кочкам и грязи, но и переплывал небольшие водоемы на скорости до 4,5 км/ч. В следующем году трудиться над машиной, прозванной «транспортер переднего края» (ТПК), вновь стали в НАМИ. Еще через год выделилось две ветви развития проекта – армейская амфибия НАМИ-032 и гражданский НАМИ-049, ставший впоследствии внедорожником ЛуАЗ-969.

Осенью 1958 года состоялись первые государственные испытания ТПК, которые он с треском провалил. Прототип не раз ломался, был очень тяжелым, едва держался на воде даже при незначительных волнениях, а моторчику явно не хватало мощности. Инженеров такое поражение не деморализовало и в 1961 они представили две новые версии малолитражки — НАМИ-032М с металлическим кузовом и НАМИ-032С со стелкопластиковым, который, к несчастью, оказался недостаточно прочным. В 1962 на ЗАЗе микроавтомобиль оснастили новым более мощным мотором и доработанной трансмиссией с отключаемым задним мостом и блокировкой заднего дифференциала. Там же была создана предсерийная версия ТПК ЗАЗ-967.

Внедорожник ЛуАЗ-967М, 1975–1989

Внедорожник ЛуАЗ-967М, 1975–1989

В качестве испытания в 1965 году ЗАЗ-967 в пробеге прошел более 10000 км по пустыням, степям и горам. На этом раз все прошло более чем успешно и было решено начать серийное производство. Однако Запорожскому заводу не хватало мощностей для сборки новой модели, поэтому производство перенесли на Луцкий автозавод. В 1969 году ТПК был принят на вооружение, но по факту конвейер так и не начал свою работу из-за многочисленных недоработок и разногласий. По-настоящему серийно производить стали лишь в 1975 году модифицированную версию под названием ЛуАЗ-967М, которая получила двигатель МеМЗ-967А объемом 1,2 литра и мощностью почти 37 л. с., более надежную подвеску и доработанную трансмиссию. С дизайнерской точки зрения новинка далеко не была шедевром, уровень комфорта был минимальным, но первоначально поставленную задачу — транспортировку раненных и перевозку боевых орудий в условиях бездорожья — малолитражка несомненно способна была выполнить.

ЛуАЗ-967М тоже не раз дорабатывался — в 1978 получил новые световые приборы, затем ему улучшили плавучесть, а в середине восьмидесятых обновили силовой агрегат (его мощность возросла до 39 л. с.) И хотя аппарат оставался вполне технологичным и функциональным, во второй половине 1980-х заказы на него от армейцев поступать перестали.

Модельный ряд ЛуАЗ

1301 1302 13021 2403 967 ТПК969 969М

Самое популярное