Прототип КрАЗ-Э260Е

Прототип КрАЗ-Э260Е

КрАЗ-Э260Е — это экспериментальный грузовик с газотурбинным двигателем, построенный на Кременчугском автозаводе в 1974 году.

В 1950–1960-х годах получили распространение идеи использования на автомобилях газотурбинных двигателей, уже нашедших применение в реактивной авиации. Заинтересовались этой темой и в Советском Союзе: сначала НАМИ, а позднее и ГАЗ разработали экспериментальные газотурбинные моторы.

В 1974 году специалисты Кременчугского автозавода сделали прототип грузовика КрАЗ-Э260Е, оснащённого газотурбинным двигателем ГАЗ-99 мощностью 350 л. с. За основу при создании машины взяли модель КрАЗ-260, но из-за габаритов силового агрегата у автомобиля пришлось значительно удлинить капот.

Газотурбинный двигатель ГАЗ-99 под капотом грузовика КрАЗ-Э260Е

Газотурбинный двигатель ГАЗ-99 под капотом грузовика КрАЗ-Э260Е

Для того, чтобы снизить обороты газотурбинного мотора (примерно 33 тысячи в минуту) до приемлемых для коробки передач 2–3 тысяч об/минуту, применили массивный редуктор. Саму коробку передач и сцепление закупили в Венгрии.

Позднее был сделан ещё один прототип с индексом КрАЗ-2Э260Е: доработанный двигатель стал компактнее, что позволило использовать кабину со стандартным капотом. Автомобиль полной массой 21,5 тонн имел грузоподъёмность 10 тонн.

Прототип КрАЗ-2Э260Е

Прототип КрАЗ-2Э260Е

У газотурбинного мотора было несколько существенных преимуществ: способность работать практически на любом топливе, лёгкий запуск в мороз, относительно чистый выхлоп и сниженный расход топлива. Однако все эксплуатационные преимущества достигались только при движении полностью загруженного автомобиля на максимальной скорости. На малых скоростях, при разгонах, торможениях потребление топлива резко увеличивалось. Кроме того, по результатам испытаний КрАЗов выяснилось, что существующие трансмиссии оказывались очень ненадёжными при работе с газотурбинным двигателем.

Дальнейшего продолжения проект КрАЗ-Э260Е не получил. Впрочем и автопроизводителям из других стран тоже не удалось найти оптимальное решение для применения газотурбинных двигателей на автомобилях.

Модельный ряд КрАЗ

Самое популярное