ВАЗ-2102 • 1973
Никогда не думал что буду ездить на копейке или двойке ВАЗ-2102. И не думал что обладание сей техникой будет доставлять столько положительных эмоций. Она порой нет-нет капризничает, но не смотря на это, я её очень люблю.
До двойки я много на чем ездил. Был российский, японский и немецкий автопром. И сейчас она у меня не единственная машина.
Впервые я увидел именно эту машину у знакомого. Он может позволить себе дорогой автомобиль, но видимо вот захотелось ему поездить на советской машине и он купил её – в подуставшем состоянии и восстановил (не до идеального состояния, но до более менее достойного), перекрасил в ярко красный цвет. И ездил пока не надоело – всё таки из точки А в точку Б заграничные авто доставляют быстрее и с гораздо большим комфортом чем полувековая придумка итальянских инженеров в исполнении советских автомобилестроителей. Ещё тогда я обратил на неё внимание - «о, бодренький, симпатишненький раритетец». Но и представить не мог что эта двойка скоро будет моей.
И вот как то раз встал вопрос о покупке рабочего автомобиля. Я занимаюсь монтажем инженерных систем и нужен был простой и надежный универсал за дешево, чтоб не жалко было возить на нем электрогазосварочное оборудование, нагружать трубами, увезти котел, радиаторы и тому подобное. Двойка была рассмотрена как вариант. Бывший хозяин согласился её продать. Созваниваемся, встречаемся, я передаю энную сумму денег ему, он мне ключи от машины. Теперь я счастливый обладатель этого чуда советского автопрома.
Итак, что мы имеем. ВАЗ 2102. На земле с 1973 года (подумать только – машине 40 лет! она старше меня на добрый десяток годов). Думаю она еще фиатовской сборки, хотя могу и ошибаться. Шестерошная торпедо, шестерошные передние сидения. Новые обшивки на калитках, новый ковролин (или как там его называют) на полу. Салон проклеенный. Короба четырёхступая. Ручка КПП зачем то укороченная (не очень удобно). Двигатель родной, копеешный. Между багажным отделением и салоном вварена конструкция, в которой вмонтированы колонки. Музыка простая – половинчатый дешманский майфун и простые блины в той самой конструкции. Подвеска в порядке. Кузов в хорошем состоянии, где надо было, там все проварено. Фотографий того вида в котором она была не сохранилось к сожалению. С виду симпатичная, красивая, яркая, всё работает, фунциклирует. Но, при более детальном рассмотрении, не всё так замечательно как кажется. Становится понятно, что труд и средства в её восстановление вкладывались, но не много. А возможно господа автомеханики, слесаря, жестянщики и маляры не потрудились должным образом её сделать – не знаю. Сейчас, по прошествии двух лет её эксплуатации краска с капота отваливается кусками, с багажником такая же история – это заметно на фото. Двигатель, думаю перебирался, но опять же на отъе….сь. И ещё много мелких и не очень косяков повылезло за это время. Об этом позже.
Эксплуатация. Эксплуатация по началу была довольно жестокой. Каждый день машина наматывала большой километраж, груженая тяжелым оборудованием, трубами, железом и тому подобным. За ней не следили и вовремя ничего не делали – не было времени и денег, на то заслуга бывшего напарника по работе, но это отдельная история. Ей занимались когда уже все – что то конкретно отвалилось или вышло из строя, и пока не сделаешь, машина свои функции выполнять не будет. Так её проэксплуатировали примерно полгода. Машина вобщем то достойно себя показала. Серъезных поломок не случалось – всегда довозила до места назначения и не было такого, чтобы вот встала посреди дороги и всё тут.
Проблемы возникшие за это время – течь тосола, причем текло конкретно. Решение проблемы - возили с собой пластиковую канистру с водой и по мере необходимости подливали. Как то раз почти пропало сцепление – оказалось, что один из болтов на котором выжимной цилиндр сцепления крепится к двигателю выкрутился. Купил новые болты, вкрутил – сорвана резьба на двигателе. Так и ездил. Менял бендикс на стартере. Сорвана резьба на коллекторе на выпуске, где крепятся штаны. Из за чего постоянно прогорала прокладка и выпускные газы проникали с салон и машина начинала очень громко тарахтеть. Предпринимались попытки поставить две прокладки, посадить их на термостойкий герметик, заменить шпильку – бесполезно. Через некоторое время все повторялось. Что то напутано в электрике. Контакты на замке зажигания менялись регулярно. Кнопка включения света отгорала тоже регулярно. Рулевой редуктор уставший – люфт большой, по дороге то и дело ловишь машину. Карбюратор работает безобразно, бензина жрет много.
Машина была куплена весной, вот заканчивается лето. И так получается, что на полгода она из моих рук перекочевывает в руки моего бывшего напарника по работе. Он хороший специалист в своем деле, но адекватность поведения и адекватное видение ситуации становится всё меньше и меньше. Все симптомы прогрессирующей шизофрении. Представился удобный случай с ним мирно разойтись и я это сделал. Двоечку оставил ему. Он обещал отдать за неё денег. На том и разошлись.
За те полгода, которые эта старушка была у меня, я успел её полюбить, привыкнуть. И жалко было отдавать её в чужие руки. Но пришлось. Вернулась она ко мне через полгода, весной – когда оказалось, что бывший напарник не в состоянии выполнить какие либо свои обещания.
Он умудрился расколоть движок – в холода продолжал подливать водичку – и в один прекрасный момент во время очередного подливания воды блок лопнул – чего и следовало ожидать. Мотор был заменен на шестерошный, полуживой. Зажигание было заменено на электронное. Была заменена печка, поставили медную трехрядку. А так машина вернулась ко мне в ещё более плачевном состоянии. Люфт на руле ещё больше, карбюратор ещё безобразней работает, мотор масло жрет, сидения почти развалились, подвеска подустала, резина какая то не внушающая доверия, стартер мозг компастирует, генератор то заряжает то не заряжает, тормоза в печали – их почти нет, цепочка не натянута, много лишних шумов в движке.
Сейчас у меня есть время и средства сделать двоечку. И я потихоньку это делаю. Первым делом были сделаны тормоза – заменен главный тормозной цилиндр – ситуация исправилась, тормоза появились. Надо сказать что вакуумного усилителя на двойки и копейки не ставили. Подумываю приладить. Натянута цепочка, отрегулированы клапана. Заменен стартер на редукторный.
Следующий шаг – старый карбюратор был безжалостно выдернут и поставлен карбюратор солекс (после того как хороший карбюраторщик поколдовал над ним). Пришлось поменять тросик на подсос, поставил девятошный и поставить нивовские тяги. Машина преобразилась – стала работать гораздо ровнее, без провалов, дерганий. Динамика изменилась кардинально. Педали газа машина не пугается как раньше – бывало нужно с перекрестка стартануть, нажмешь в тапок – а нифига, машина в шоке, чих пых чих пых, ты что мол хозяин сдурел совсем. Разница огромная. Хоть и двигатель напрашивается на капиталку, но пока неплохо везет. Пару раз закусывался по городу с новыми семерками – семерки оставались позади. Расход бензина теперь тоже очень радует – в семь литров по городу я стопроцентно укладываюсь.
Шестерошные сидушки были удалены, взамен поставлены семерошные, красные в цвет машины. Комфорта прибавилось – спина перестала болеть от поездок. Затем добрался до рулевого – заменил рулевой редуктор, маятник, тяги. Ура, теперь машину ловить по дороге не надо. Единственное - пока туговато крутится руль.
Затем решил добраться до салона. Купил новые обшивы на двери – черно красные с подиумами. И заодно музыку проапгрейдил слегка. Майфун JVC настоящий, японский, тяжеленный, задние колонки Pioneer пятиполосники – тоже настоящие японские (переварил и покрасил ту конструкцию в которой задние колонки были вмонтированы). В подиумы Кenwood, в задние двери Sony (их не подключил, подсказали что нужно брать услилок и тогда через него цеплять все шесть колонок, иначе майфун выйдет из строя – ладно, как нибудь приобрету). Музыка теперь звучит как надо! Осталось только небольшие короба собрать под задние колонки – тоже как нибудь этим займусь.
Недавно обслужил генератор - заменил диодный мост, подшипники, щетки, приклеил и пропаял одно из медных колец (его провернуло и по этой причине генератор не работал как следует).
Еще заменил задний редуктор с двоешного на б/у троешный. Динамика ещё улучшилась, но сам редуктор оказался подвывающим, но не сильно – пока езжу так, в планах замена на новый шестерошный.
Ещё покрасил кое какие пластиковые детали салона. Выкинул старые боковые зеркала (стояли простые от шестерки), купил большие удобные, тоже покрасил.
Вот пока пожалуй и всё. Строго не судите – отзыв первый. В планах добраться до движка и либо откапиталить либо поставить нивовский. Ещё обязательно приобрету пятиступую коробу. Приобрету литьё. На зиму уже лежит отличная японская резина. На следующее лето планирую взять nokian hakka. И совсем в идеале хорошо подготовить и заново перекрасить в ярко красный металлик.
Комментарии
Андрюха27.09.2020ответить
Забыл выключить зажигание и спалил катушку.В продаже ВАЗовской Б-117 не оказалось,пришлось купить Б-115(с резюком-вариатором).А вот тут была загвоздка,каким образом в момент пуска движка закорачивать резюк на ней.Если пустить провод на клемму "ВК" катушки от болта тягового реле,как на Москвиче,возможно спалить катушку большим током стартера(хотя вряд ли,ибо стартер Москвича даже мощнее Жигулевского и от этого катушка на них почему-то не портится.Но поскольку "спецы" говорят так,пришлось им поверить).Потому сделал второй вариант: пустил провод от неиспользуемых в замке зажигания клемм "16"(на них подается ток только в момент поворота ключа в положение "Стартер"). Если же заводишь машину "кривым стартером",то клеммы вариатора "ВК" и "ВК-Б" на катушке нужно перемкнуть скрепкой и заведется с полоборота,но многие этого не знают.