Не слишком ли много «китайцев» в России? Какие марки могут уйти с рынка?

Новости 14.081

По данным агентства «Автостат», в настоящее время в России присутствует около семи десятков китайских автопроизводителей. Среднестатистический автолюбитель с ходу назовет пять–десять марок, не более того. Все остальное — это, образно говоря, штучные продажи. Возникает резонный вопрос, а бизнес тогда в чем?

В самом начале 2025 года тема брендов-аутсайдеров широко обсуждалась в Рунете. Прогнозы были самые смелые, мол, чуть ли 10-15% от нынешнего «штатного расписания» могут отколоться и покинуть российский рынок уже в этом году. И даже назывались конкретные имена – VGV, Kaiyi, BAIC, SWM, Skywell, Haima и так далее. Но вот уже две трети года практически позади, а громких уходов мы так и не услышали.

Ушли тихо, без официального прощания

Бренды если и «умирают», то очень тихо. Пресс-службы компаний, как правило, не делают официальных заявлений об окончании работы на российском рынке. Взять, например, марку Haima. Сказать однозначно, завершила ли она свою деятельность в России, не получается. Компания числилась в списке вероятных кандидатов на уход еще в прошлом году, потому как менее 60 проданных машин за весь год – это не просто слабо, а критично. Дилеры Haima, с которыми поговорил наш корреспондент, никак не соотносят себя с официальным дилерским сообществом бренда и функционируют по своим, только им ведомым, законам. Машины привозятся под конкретный заказ, сроки ожидания — большие.

С маркой Skywell тоже все печально. За все время своего присутствия в России она так и не соизволила обзавестись официальным представительством. Еще в начале 2025 года российский сайт перестал работать, дозвониться до дилеров было проблематично, а последние автомобили большинство ДЦ распродали еще летом прошлого года.

«Вообще-то, у дистрибьютора есть обязательства по обслуживанию автомобилей, — заявила Светлана Феоктистова, работавшая в свое время руководителем PR-службы Skywell. — Поэтому официально закрывать автоцентры вроде как не положено. Автомобили будут и далее обслуживаться, это стандартная практика».

Функционирование без ОТТС

«Почему при крайне низких объемах продаж многие китайские бренды продолжают вести свой бизнес в России, не до конца понятно, — заявил в беседе с нами Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. — Есть подозрение, что у некоторых из этих марок и на родине-то не ахти какие большие продажи. В целом, когда китайские компании занимаются экспортом, они получают некоторые преференции от государства и за счет этого каким-то образом выезжают. Я предполагаю, что некоторые из этих автопроизводителей могут существовать другим образом – работают без ОТТС (Одобрение типа транспортного средства). Фактически привозят в Россию машины на физлиц, что делает этот бизнес в некотором роде рентабельным. Однако системным такой бизнес назвать сложно».

В качестве примера эксперт приводит малоизвестную у нас китайскую марку BAW. По данным «АСМ-Холдинга», в июле этого года в России было продано всего 12 машин, и это тоже, образно говоря, подвал в рейтинге марок. «Никакого официального дилерства и дистрибьюции у BAW нет, — заметил Ян Хайцеэр. — Потому как нет ОТТС. На всю Россию всего два продавца — в Сибири и в Москве. Да, им китайцы дали все права, но ОТТС на машины до сих пор не получены. В целом, как я понимаю, марка планирует каким-то образом жить и продавать у нас свои автомобили. Внедорожник BAW 212 — интересный продукт, во всяком случае, имеет право на жизнь. То, что китайцы сделали из нашего «уазика», вызывает исключительно уважение. Особенно в прицеле на его стоимость — в Китае BAW 212 стоит дешевле нашего УАЗ «Патриот».

Приходится ли ждать зачистки?

«На российском рынке много дилеров китайских марок, продажи которых крайне низки, — заметил независимый эксперт Артем Самородов. — Наверняка, самые мелкие из них покинут наш рынок. Когда в отдельно взятом регионе слабый игрок начинает «сыпаться», он тянет за собой других. При этом рядовой российский потребитель уход слабых брендов просто не заметит».

«Не исключено, что к концу года рынок немного «зачистится» от каких-то китайских марок, к 2030 году их, безусловно, станет еще меньше. К тому времени в России будут преимущественно отечественные производители, а также смельчаки, готовые продавать автомобили с астрономическим «утилем», — резюмировал Ян Хайцеэр.

Самая страшная дорога России: как выглядит федеральная трасса Колыма (фото).

Андрей Иванов

Темы: #Рынок #Китай

Комментарии

Не пойму16.08.2025ответить

Как можно эксплуатировать в РФ автомобили не получившие здесь ОТТС? Это же явное нарушение законодательства! Такие автомобили в случае остановки-проверки гайцы обязаны изымать на штрафстоянку, как это они сейчас взялись делать с китайскими грузовыми автомобилями-конкурентами КАМАЗа, у которых Росстандарт недавно отозвал ранее выданные им ОТТС. Так же само всегда поступают и с автомобилями с выявленными изменениями конструкции. Пока не получишь ОТТС - эксплуатация такого ТС считается незаконной и потому запрещена. Получается и покупатели этих китайских машин должны сами добиваться получения ОТТС на них, чтоб не лишиться новой машины? Как их тогда вообще на учёт ставят без ОТТС?

Пользуясь сайтом, вы принимаете политику cookie