Тест-драйв новой версии Lada XRAY Cross AT: зачёт автоматом?

26 августа 2019Владимир Пшенинфото автора и компании АвтоВАЗ

История двухпедальных версий автомобилей «Лада» началась с классического «автомата» на «Гранте». Более поздние «Веста» и XRAY довольствовались «роботом» АМТ с одним сцеплением. До недавнего времени. В конце июля начались продажи хэтчбека «XRAY Кросс» с новым для тольяттинских машин типом автоматической трансмиссии — вариатором. Разбираемся, что за зверь.

Анатомия

Вазовцы всячески избегают слова «вариатор» и предпочитают именовать агрегат Jatco F015E просто «автоматической трансмиссией». Надо признать, основания для этого есть, так как это не вариатор в чистом виде: в нём клиноремённая передача соседствует с двухступенчатым планетарным редуктором и гидротрансформатором. Первый помогает сузить диапазон работы собственно вариатора, не доводя ремень до крайних положений на шкивах, второй сглаживает нагрузки, что в целом обещает продлить жизнь коробке.

Заводчане заявляют, что трансмиссионная жидкость рассчитана аж на весь срок службы. К слову, силовой агрегат с двигателем HR16 (1,6 литра, 113 л. с., алюминиевый блок) позаимствованный у альянса «Рено-Ниссан», устанавливался на множество автомобилей, и давно существовали рекомендации сервисменов по замене жидкости раз в 60 тысяч километров или даже чаще. Эксплуатация, конечно, покажет, кто был прав.

Представители завода уверяют, что автомобили проходили всесторонние испытания, а пробег одного из тестовых экземпляров уже подбирается к двукратному гарантийному сроку, то есть к 200 тысячам км.

Установка такой трансмиссии подразумевалась изначально при проектировании подрамника для версии XRAY Cross, поэтому вариатор встал как родной и даже не задел богатырский клиренс 215 мм. Как мы помним, у «Логана-Сандеро» после установки аналогичного силового агрегата просвет «усох» на пару сантиметров. То же ждало бы и обычный «Иксрей», но на него «автоматическую трансмиссию» ставить не планируют. Сватать вариатор в пару к вазовским моторам тоже не будут, так как это отнимет лишнее время на разработку.

Конечно, вариатор, несмотря на относительную для своего типа компактность, тяжелее механики, но за счёт сидящего на алюминиевой диете двигателя весь агрегат весит всего на 13 кг больше, чем мотор 1.8 в паре с «механикой». Поэтому и пружины с амортизаторами менять не потребовалось. Приятный бонус, касающийся только новой модификации — правый приводной вал с промежуточной опорой. Эксклюзив! Теперь можно не беспокоиться об уводе с траектории на разгоне.

Косметика

Внешних изменений у новой версии найти не удастся, в отличие от «Рено», у автомобиля даже «брюшко» не опустилось. В салоне уже чуть интереснее: селектор вариатора, аналогичный французскому, приятно выглядит, хорошо лежит в руке, да ещё и щеголяет «правильным» ручным переключением: от себя пониженная передача, на себя — повышенная. Удобно!

А вот центральная консоль немного обеднела без шайбы Lada Ride Select. Видимо, двухпедальному варианту уготована городская или, по крайней мере, асфальтовая эксплуатация, несмотря на сохранившуюся приставку «Кросс» в названии. Глядя на руль, можно было бы подумать, что нас лишили и круиз-контроля с ограничителем скорости, но нет, эти функции всего лишь переехали на панель слева от руля, по соседству с регулировкой зеркал и корректором фар. Под что освобождали место, пока интрига. Будем ждать.

Мультимедийная система эволюционировала, обзаведясь поддержкой сервисов Apple Car Play и Android Auto, а на правой спице руля поселилась кнопка голосового управления. Если произносить команды внятно и не торопясь, с аппаратом вполне можно общаться. Радует, что хотя бы новая «голова» попадёт и на обычный XRAY.

Модель поведения

Первое впечатление обычно самое сильное. И когда попадаешь внутрь машины с запущенным двигателем, сразу отмечаешь: «Стало тише». Неплохо начали. Едва отпустишь тормоз, машина начинает плавно и неторопливо ползти. Тоже радует. А вот если надо ускориться «вполпедали», машина берёт паузу и собирается с мыслями, что заставляет давить на газ сильнее, чем с механикой. Да ещё и трансмиссия вдруг спохватывается, подкидывает обороты и заставляет звук двигателя довольно отчётливо пробираться в салон. Но, конечно, никаких рывков на переключениях, тут вам не «робот».

На загородных просторах то самое запаздывание уже не напрягает, ускорения даются как-то проще. За исключением, конечно, некоторых обгонов, где приходится учитывать небезграничные «физические данные» мотора. Движение без нарушений скоростного режима весьма комфортное: за счёт большого диапазона передаточных чисел при равномерной езде стрелка тахометра колышется где-то в районе 1500-2000 оборотов в минуту, делая двигатель почти неслышным, но с чуть повышенной дозой вибраций. При этом замечаешь аэродинамический шум от зеркал, который раньше успешно заглушался двигателем.

Если хочется избавиться от характерной для вариатора зависимости оборотов от нажатия педали акселератора, есть ручной режим с имитацией шести передач. Коробка, к слову, не держит их жёстко и перескакивает вверх при достижении максимальных оборотов. Зато радует заметное замедление при переключениях вниз, то есть тормозить трансмиссией вполне можно.

В плане рулевого управления и подвески это всё тот же старый знакомый «Иксрей Кросс»: электроусилитель, которому так и не удалось приблизиться к «Весте» по прозрачности ощущений, и богатырская энергоёмкость, заставляющая машину подпрыгивать на мелочи, словно мячик, и позволяющая не волноваться, если под колёсами кончилась нормальная дорога.

Диагноз

Хэтчбек Lada XRAY Cross AT предлагается по цене от 846 900 рублей. В базе можно найти фронтальные подушки, крепления ISOFIX, иммобилайзер, охранную сигнализацию, задние дисковые тормоза, систему стабилизации, бортовой компьютер, регулировку руля по высоте и вылету, центральный замок с дистанционным управлением, электростеклоподъёмники передних дверей, аудиоподготовку, кондиционер, а также весь присущий версии «Кросс» внешний декор.

Максимальная же версия и вовсе может похвастаться полным комплектом обогревов, включая руль, стеклоподъёмниками всех дверей, климат-котролем, круиз-контролем и другим оборудованием. Доплата за новый силовой агрегат по сравнению с версией 1.8 МТ в одинаковой комплектации составляет ровно 50 тысяч рублей.

Коробка АМТ 2.0 показала, что и «робот» с одним сцеплением может проявлять очень адекватные реакции и даже не сильно дёргаться на переключениях, при этом оставаясь весьма доступным (доплата за него — 25 тысяч). Но, как мы говорили уже тогда, полноценным «автоматом» ему не стать. Как и вариатором. Так что новая модификация рискует стать весьма популярной, тем более что она значительно дешевле, например, хэтчбека Rio X-line, не говоря уже о переднеприводных версиях кроссоверов Hyundai Creta или Renault Kaptur.

Темы: Лада Лада XRAY Тест-драйвы

Смотрите также:

Комментарии

CROSSAVEC 27 августа 2019ответить

Чем докажешь?

Игорь 27 августа 2019ответить

Самый ненадежный вариатор выбрали. На 80 тыс.уже начинает валить ошибки. Переваривает только небольшой момент. Как себя покажет на 1.8 вполне предсказуемо...

Bak 27 августа 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Игорь

Смотря как ездить, знаю несколько машин с этим вариатором и мотором, пробеги у нескольких хорошо за сотню и никаких проблем, но коробку не рвут и масло меняют регулярно.

фыва 27 августа 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Bak

При овощной езде понятное дело долго проживут, но при нормальной эксплуатации на этих вариаторах ни газу нормально не дашь, никого на трос не возьмешь (из снега, грязи не дернешь), ремонтопригодность околонулевая.

Тошнотные вой при нормальном нажатии газа. На кой он вообще нужен?!? Дешевле автомата? Да я вас умоляю... Если вдуматься в технологии производства, то по идее вариатор не должен быть сильно дешевле.

Потому что, как по мне,в вариаторе требований к точности и качеству элементов коробки должно быть выше чем в "классическом" автомате.

Тут идеология банальная, запрограммированное старение, быстрее сдохнет - быстрее купят новое\отремонтируют и т.д., и т.п.

Bak 27 августа 2019ответить

ответ на комментарий пользователя фыва

Сразу видно что Вы не ездили на машине с этим вариатором, т.к. "тошнотный вой" - это про другие вариаторы, этот имитирует переключения передач и отличить его от простого гидроавтомата сложно. Про эксплуатацию тоже сказки написали, кто-то их придумал и все стали повторять. Я знаю несколько машин с именно этим вариатором и люди наездили более 100 тысяч и ничего с ним не случилось, причём одна машина периодически прицеп 4-х метровый возит. Также и буксуют и разгоняются, обычная эксплуатация, ничем не отличительная от "простого" автомата и варики живы, хотя если верить отзывам в интернете, должны были давно развалиться. Со слов владельцев знаю, что масло меняют часто и на холодную первые километры плавно разгоняются и всё, в остальном такая же эксплуатация. Вот такой парадокс.

mars851 28 августа 2019ответить

в июле 2017 года взял себе икс рей 1,8 на механике в комплектации люкс-престиж, если бы тогда был икс рей кросс - взял бы не задумываясь, но на механике...а на 2-х педалях пускай женщины ездят...

Bak 28 августа 2019ответить

ответ на комментарий пользователя mars851

С современной механикой любая женщина справится, а вот со старой, без синхронизаторов...

фыва 29 августа 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Bak

Ну да, человек который даже не знает что такое гидротрансформаторная АКПП не отличит от вариатора, но говорить что отличить сложно - вы лукавите.

Да новые вариаторы надежнее старых, но живучесть ваших примеров это скорее исключения из правил, так же как с ДСГ.

Те кто знают как их правильно эксплуатировать и обслуживать - у тех они живут достаточно долго.

Вы думаете много кто знает что на вариаторах надо раз в 40 тыс. менять масло для счастливой и долгой жизни, фильтр тонкой и грубой очистки?!

Еще раз повторю все это при одинаковой эксплуатации в сравнении с гидротрансформаторным коробасом, который очень много чего терпит при неправильной эксплуатации.

Да и на вторичке продавать вариатор, такое себе удовольствие.

Bak 30 августа 2019ответить

ответ на комментарий пользователя фыва

Согласен с вами, продать авто с вариатором сложно, т.к полная неизвестность как эксплуатировал машину предыдущий владелец и есть риск попасть на дорогостоящий ремонт.

Про работу этого вариатора я не лукавлю - ездил на Каптюре с этой коробкой и ведёт себя этот вариатор очень похоже на гидроавтомат.

Популярное на сайте

Новости партнёров:

Сейчас обсуждают:

Прикольная тачка, но к сожалению не конкурентоспособная с таким ценником!…

Убожество надо за божеские деньги продавать,а не по цене болида формулы 1!!!…

Отличное авто акуратный внешний вид вот внутри было так же

Выкатился с конвейера,и сразу-*САМОЛИКВИДИРОВАЛСЯ*!!!

crash тест, прошел или не прошел?

шо делать,шо делать???????????????? аааааааааааааа