Компактный внедорожник «ЛуАЗ-Прото» был создан в 1989 году в ленинградской лаборатории НАМИ как возможная замена модели ЛуАЗ-969М. Работы велись в рамках конкурса Минавтосельхозмаша, предусматривающего создание комфортабельного и экономичного внедорожника с широкими возможностями трансформации салона.
Получивший оригинальный дизайн «ЛуАЗ-Прото» имел стальной каркас, на который навешивались стеклопластиковые кузовные панели, и съёмный верх над задними сиденьями. Трёхдверный автомобиль длиной 3,4 метра был рассчитан на четырёх человек, кресла в салоне могли складываться и образовывать спальные места или грузовую площадку.
Под капотом опытного образца стоял бензиновый четырёхцилиндровый двигатель МеМЗ-245 объёмом 1,1 литра (53 л. с.) от «Таврии» и оригинальная шестиступенчатая коробка передач. Автомобиль имел независимую переднюю подвеску и зависимую заднюю. Привод был полным, с подключаемым передним мостом.
Дальнейшего развития проект «ЛуАЗ-Прото» не получил.