В конце восьмидесятых годов в институте НАМИ начали работу над проектом гоночного автомобиля по образцу раллийных машин «Группы Б» и спортпрототипов для ралли-рейда Париж–Дакар. Результатом работы конструкторов и испытателей стал прототип НАМИ-0290 «Апельсин», увидевший свет в 1988 году.
За основу при создании боевой машины взяли скромный хэтчбек ЗАЗ-1102 «Таврия», но от исходной модели в итоге остались только некоторые кузовные элементы. Прототип строился фактически с нуля — с полунесущей пространственной рамой, интегрированным каркасом безопасности, независимыми подвесками колёс и оригинальным дизайном.
В соответствии с законами жанра была выбрана и компоновка автомобиля: двухместный среднемоторный спорткар с полным приводом. В центральной части кузова установили карбюраторный двигатель ВАЗ-2106, который благодаря применению турбонаддува развивал, по разным данным, то ли 127, то ли 180 л. с.
Прототип НАМИ-0290 «Апельсин»
Коробку передач для НАМИ-0290 позаимствовали у «восьмёрки», но дополнили её промежуточным редуктором, который позволял организовать передачу крутящего момента на переднюю и заднюю оси.
Позднее на прототип планировали установить мотор ВАЗ-2106 с впрыском топлива, а в 1991 году машина получила экспериментальный двигатель АЗЛК-2141 объёмом 1,8 литра.
Ярко-оранжевый «Апельсин» стартовал в нескольких гонках на территории Советского Союза, но к международным соревнованиям «сырой» по конструкции НАМИ-0290 был не готов. Возможностей для доводки и усовершенствования машины у НАМИ не было, а больше никто проектом не заинтересовался. В итоге единственный прототип модели уничтожили.