Обзоры24.05.2019✦28
«Икарус 293» создавали по заказу Советского Союза. Но когда автобус длиной почти 23 метра был готов, он оказался никому не нужным. В СССР шла перестройка, а страны «восточного блока» начали медленно тонуть в экономическом кризисе. Так что, история гигантского венгерского автобуса завершилась на одном экземпляре.
Казалось, что Ikarus 293 канул в Лету. Его последним пристанищем стал Тегеран, где он исправно нес службу, пока позволяли силы. А затем автобус исчез. Ходили слухи, что его просто отправили на металлолом. Но нет, недавно стало известно, что «двести девяносто третий» жив. Его сохранила «для потомков» местная транспортная компания Tehran Bus Company, которая привела машину в достойный вид. В общем, история со счастливым финалом. А начиналась она так.
Ikarus 293 появился в 1988 году. Трехсекционный бисочленный автобус получил дизельный мотор Raba D2156, форсированный до 250 л. с. Но по большому счету такой мощности явно не хватало для махины длиной 22,7 метра, и уже в начале испытаний стало понятно, что силовой агрегат с трудом справляется со своими обязанностями и при нагрузке перегревается.
При создании автобуса-гиганта инженеры не стали изобретать велосипед и повторили конструкцию классической городской модели Ikarus 280: мотор и автоматическая коробка передач находились в так называемом «тягаче», под полом передней секции, ведущей была вторая ось. Что же касается двух прицепов, то у них не было какой-либо связи с силовым агрегатом. Водитель мог при необходимости подруливать осью второго прицепа, правда эти манипуляции приходилось проводить не привычным рулем, а тягами от узла сочленения. Естественно, это требовало определенной квалификации от водителя, зато радиус разворота «Икаруса 293» составил 24 метра, всего на полтора метра больше, чем у традиционной «гармошки».
Автобус тестировали на улицах Будапешта и Печа, причем без пассажиров. И пробные заезды показали проблемы модели: слабый мотор, сложности с управлением (махиной были недовольны даже опытные водители) и чрезмерно большие размеры (автобусу было тесно на улицах). Вердикт — Ikarus 293 не прошел испытания, а значит, не мог выйти на рейс с пассажирами.
Надо сказать, что венгры не сами решили создавать автобус-гигант, им и обычных «гармошек» вполне хватало. Инициатором появления «Икаруса 293» стал Советский Союз. Но когда махина была готова, не готов оказался СССР: страна уже находилась на краю пропасти, от былой мощи мало что осталось и ей были просто не по карману новые автобусы. Венгры попробовали пристроить своё детище в одну из соцстран, но и эта затея провалилась.
Но отправлять в металлолом Ikarus 293 не решились. Предприимчивые венгры всячески рекламировали гигантский автобус на выставках: там автобус производил фурор, но покупать его никто не спешил. В конце концов, он осел на территории будапештского завода в ожидании печальной участи. Но неожиданно появился луч надежды — предприятие подписало договор на поставку автобусов в Иран. Вместе с обычными городскими автобусами в Тегеран решили отправить и Ikarus 293.
Его предварительно модернизировали, поменяв архаичный силовой агрегат на шестицилиндровый турбодизель MAN D2866 мощностью 280 л. с. Для того, чтобы «прописать» новый двигатель, пришлось пойти на некоторые изменения, например, вторую дверь «тягача» сдвинули немного вперед. Кроме того автобус перекрасили из стандартного для Венгрии серо-синего цвета в желто-розовый.
Ikarus 293 в Тегеране, фото 2005 года (transphoto.ru)
Из-за гигантских размеров автобус невозможно было доставить заказчику по железной дороге или на грузовике, поэтому на новое место работы Ikarus 293 отправился своим ходом. В Тегеране он на протяжении нескольких месяцев возил пассажиров в тестовом режиме. А его рабочий день длился семь часов — за это время автобус успевал перевезти около трех тысяч пассажиров.
Известно, что Ikarus 293 верой и правдой служил на благо жителям Тегерана с 1992 до 2009 года. А затем его отправили на пенсию. На какое-то время его следы затерялись, но, как уже было сказано выше, он выжил и сейчас находится в запасниках музея.
Смотрите также:
• Редкие и экспериментальные «Икарусы» разных лет
• Туристический «Икарус» без пробега выставили на продажу за 14 млн рублей
Ikarus 293 был не единственным трёхсекционным автобусом в мире. Лицензию на производство этой модели приобрела Куба и в дальнейшем построила несколько подобных машин под маркой Giron.
Кубинский Giron (gruzovikpress.ru)
Трёхсекционные автобусы используются и в некоторых городах Южной Америки, пионером в этом деле стала бразильская Куритиба, запустившая в восьмидесятых годах систему Bus Rapid Transit («Скоростная автобусная перевозка») с движением автобусов по отдельным полосам со специально обустроенными посадочными станциями.
Олег ЖуковФото AutoWP.ru, transphoto.ru, gruzovikpress.ru
Комментарии
Димон25.05.2019ответить
Вот это удивили! Не знал про такую гармошку
гость сайта25.05.2019ответить
А на кой он был нужен, когда в ту пору было очень хорошо развито трамвайное движение, а сдвоенный трамвай вмещал людей за три таких автобуса?
Владимир 08.11.2020ответить
для трамвая еще и рельсы нужно .
Вася26.05.2019ответить
Хороший автобус
Дед Иван 27.05.2019ответить
Конечно хороший.Депутатов с их свитой по Кремлю возить подошел бы в самый раз.А то сильно много их развелось.
Костя26.05.2019ответить
Представляю, сколько дыма было от него в "час пик"
Слабак Горбачев наделал столько дел,что его и расстрелять мало. А он жив до сих пор и против него не возвели ни одно уголовное дело.
Путин 16.12.2020ответить
Ему памятник поставить надо за развал совка
Сергей27.05.2019ответить
Красавец автобус,жаль что они "канули в Лету".
Юрий15.06.2019ответить
Сейчас в Гамбурге работают трех секционные мерседесы ситаро. Полностью низкопольные но это уже другая история...
Ильис28.06.2019ответить
А куда делись ИКАРУСы, прям все сразу.
123 28.06.2019ответить
Евросоюз закрыл завод
Михаил07.07.2019ответить
А разве в ГДР один экземпляр не отправили, было выпущено два
Senator13.07.2019ответить
Фотографии, кроме Кубинской и Тегеранской, фотошоп, сделанный дилетантом-халтурщиком. Для чего во второй секции ведущий мост с колесными редукторами? На синем маркировка старого образца, и мост второй секции с редукторами - допустим это сделано при реставрации. Тогда непонятно почему на заводе поставили такой мост, хотя RABA выпускал неведущие мосты со сдвоеными колесами.
Максим 26.09.2019ответить
Очевидно же, что третья ось берет на себя нагрузку передней части третьей секции. Поэтому ось и усилена.
алексей30.07.2019ответить
Вообще-то фирма "Рено" ещё в 70-ые выпустила подобного монстра. Но впоследствии отказалас от серийного выпуска. Охота была наступать на грабли! Тем более, что-то мне подсказывает. что качества "Рено" венгры не достигли
PelmenBLR 07.08.2019ответить
Икарус 286 поставлялся в США в80-е годы прошлого века.
Американский Икарус 286. История появления
Олеся 11.04.2021ответить
286 не пользовался спросом, американцы делали много своих автобусов:)
Сергей15.12.2020ответить
На Кубинском Giron в Гаване я проходил летнюю учебно-производственную практику после 9 класса в СШ при Посольстве СССР. Мы изучали в школе автодело - классный был предмет.
Автобусы мы помогали собирать стандартные-одинарные. Все комплектующие были из соц-стран.
Все тогда были как братья - русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне...
Тогда можно было автобус и из пяти секций собрать - если братьям надо!
Совкоеб 16.12.2020ответить
Не было никаких братьев.Все народы относились точно так же как и сейчас, но по тв в фильмах пропоганду загоняли с утра до ночи
Сергей 16.12.2020ответить
"Приятно" познакомиться. Да, современная пропаганда многим испортила мозги. Теперь совкоебом быть стало модно. На отцов и дедов легче бочку катить, чем самому что-о делать.
Олеся11.04.2021ответить
Икарус возобновил вроде бы возродился.., не без помощи Китая только, и прежних Икарусов выпускаться больше не будет.
Олеся 11.04.2021ответить
Автобусы будут только новые.
Михаил25.05.2019ответить
Икарус слямзил идею с гармошкой у ссср на выставке автобусов в 60 ых.