Обзоры28.01.2019✦4
Мы публикуем выпуск «Ежедневного автомобильного журнала», который выходит каждый рабочий день на разных платформах.
По документам это трактор. Внешне вестернизированный, чудовищно длинный – но трактор. Ему даже нельзя выезжать на дороги общего пользования без специального разрешения, ибо негабарит. Но ему туда не очень и надо, рудовозу. Да, эта машина сделана для компании Алроса, ей предстоит решать проблему «последней мили» в Якутии, перевозя руду от места добычи до комбината, это примерно 170 км.
А вообще подмосковная фирма Тонар придумала новый класс автомобилей. Или, точнее, транспортных машин. Раньше как было? Из карьера наверх руду поднимают карьерные самосвалы. Если вези добычу надо далеко, её перегружали на ЖД или автомобили с полуприцепами. А что делать, если руду надо везти сравнительно недалеко, на 100-200 км? Автомобилями с более-менее стандартной грузоподъёмностью не навозишься, слишком мало они берут на борт. А гнать те же БелАЗы на такое расстояние – ещё большее расточительство. Вот пару лет назад Тонар и сделал нечто промежуточное между карьерником и обычным автомобилем – трёхзвенный негабаритный автопоезд грузоподъёмностью 130 тонн. По сути это была сцепка грузовика Тонар-45252 и сочлененного полуприцепа Тонар-95405.
Он неплохо справляется со своей задачей в той же Якутии, но выявились и недостатки: тягач 6х4 склонен к пробуксовке при старте или на скользких подъёмах, что приводит к ударным нагрузкам в трансмиссии. И тормозов маловато для такой тяжёлой машины. Поэтому новая итерация, получившая обозначение Тонар 7502, уже полноприводная (6х6) и с гигантским ретардером (трансмиссионным тормозом).
Гигантский – это не фигура речи. Посмотрите, за кабиной целое нагромождение теплообменников; это и есть ретардер. Плюс огромный радиатор спереди – тоже для него, дизелю в Якутии такое охлаждение как-то без надобности.
На машине стоит 760-сильный 19-литровый китайский дизель Cummins QSK19, гидрообъёмная трансмиссия Allison 6620, китайские же мосты Hande. Кабины Тонар делает самостоятельно, подсмотрев их каркасную конструкцию у американских классических роад-кингов. Получается довольно неплохо по качеству, но архаично с точки зрения компоновки и посадки. Зато теплоизоляция и печка таковы, что при минус пятидесяти водители могут работать в одной рубашке.
Одна из «фишек» - цельнорезиновые упругие элементы в подвеске, сейчас их патентуют. Не сказать, что это совсем уж оригинальное решение, но именно такой вариант разработан впервые.
Борта прицепа и полуприцепа – с боковой разгрузкой, коей заведует гидравлика Penta.
Сейчас эта машина наматывает испытательные километры на специально подготовленном двухкилометровом полигоне в лесу близ Ликино-Дулёво. Именно там я её застал, едва ли не в последний день перед отправкой заказчику. Так что новые фотографии этого Тонара теперь можно будет сделать только поблизости от Верхне-Мунского алмазного месторождения.
Тонар – это 5 млрд руб годового оборота, 15 единиц продукции ежедневно (в основном полуприцепы), работа в три смены, полный цикл производства. Но всё равно это небольшая семейная фирма, начинавшаяся в начале 1990-х годов с заброшенного ангара, к которому потом добавился не менее заброшенный коровник. Сейчас они, конечно, отстроились, наработали лоск. Но семейность остаётся, даже главный конструктор – бывший одноклассник нынешнего гендиректора. Кстати, конструкторский отдел довольно силён, это 40 человек, каждый из которых занят по уши.
На Тонаре я оказался как-то наспех, без предварительного обдумывания. И производство фотографировал почти неглядя, навскидку. Больше фотографий с предприятия смотрите на странице «Ежедневного автомобильного журнала».
А знаете, что сегодня произойдёт? Сегодня уволят директора ЗиЛа Игоря Захарова! Этот мальчик с грустными глазами пришёл на ЗиЛ с Иж-Авто и много лет сидел, флегматично наблюдая как завод рушится и разворовывается. Увольнение Захарова выглядит логичным: всё уже украли его приглашали именно как местоблюстителя на период превращения ЗиЛа в большой девелоперский проект. Ну, что ж, революция свершилась, все свободны.
Тимур Хасанов в Известиях сделал добросовестный дайджест всех СПИКов в автопроме, но досадно ошибся в мелочи: Mercedes строит завод не в Обнинске, а в Солнечногорске. https://clck.ru/F6wtK
В Колёсах - сразу две статьи с занимательной статистикой. Одна из них предваряется такими словами: «Внимание! Публикация является эксклюзивом издания Kolesa.ru и защищена законом об авторском праве. При публикации активная ссылка на Kolesa.ru обязательна. Нарушители преследуются в судебном порядке».
Стало страшно, но нечеловеческим усилием воли я продолжил чтение – и не пожалел. Ребята проанализировали статистику регистраций в ГИБДД за 2018 год и пришли к определённым выводам. Выводы оказались излишне прямолинейными (например, отождествлять регистрации и ввоз слегка опрометчиво), но всё равно любопытными. Даю ссылки: Раз https://clck.ru/F6wtP и два https://clck.ru/F6wtT Надеюсь эти ссылки редакция Колёс сочтёт достаточно активными, чтобы не требовать судебной сатисфакции. Хотя всё равно боязно.
История фирмы Labbe описана уже многократно. Но TrunkMonkeys сделал свою статью столь качественно, что не могу не порекомендовать. Речь там, в основном, о броневиках на базе РАФов, с обилием иллюстраций, надёрганных из интернета. https://clck.ru/F6wuV.
Доселе неизвестное (мне) фото забытого прототипа грузовика ЗАЗ-2301. Сделана фотография в 1995 году на ВАЗе, во время автопробега из Запорожья в Красноярск и обратно. https://clck.ru/F6wuj.
В 1977 году, по словам strangernn, фирма Versatile построила самый крупный на планете Земля трактор. 12 цилиндров, 600 л.с., две сочленённые тележки, четыре оси, масса 26 тонн. Подробности – у автора https://clck.ru/F6wxK
Какой-то доброхот таки настучал в прокуратуру на якобы несправедливость при принудительном выкупе акций ПАО АвтоВАЗ. Тем, кто хоть одним глазом читал Закон об акционерных обществах, очевидно, что нарушения там если и были, то по процедуре, а не по сути. Но если акции жалко – отчего бы не обратиться в органы? Теперь ВАЗ имеет бумажку, фактическую, как сказал бы профессор Преображенский. https://vk.com/wall-94119191_90159.
Вот что можно сделать из Citroen DS, если ты – фирма Michelin и тебе хочется безопасно испытать грузовые шины. https://clck.ru/F6wwT
Машину придумали в 1972 году, назвали Poids Lourd Rapide, оснастили двумя (!) 5,7-литровыми «восьмёрками» Chevrolet, расположив их сзади, в наспех смастыренном кузове. Четыре передних колеса были управляемыми. Десятитонная машина разгонялась до 111 миль в час. Насколько востребованным был этот испытательный стенд – история не говорит. https://clck.ru/F6wwT.
Саудовская Аравия начала строить водородные автозаправочные станции. По этому поводу Дмитрий Чугунов в своём аккаунте в ФБ ехидно написал: «Аналогия выглядит примерно так, - будто во французскую провинцию Шампань стали завозить подмосковный самогон». https://clck.ru/F6wy2.
Редчайшая Subaru SVX, да ещё в хорошем состоянии? Бывает и такое. Я её видел в Москве только один раз, году этак в 2000, она стояла где-то недалеко от Москворецкой набережной, чёрная, вся вдрызг уезженная, грустная. Я посмотрел на её трогательные двойные окошки – и влюбился. https://clck.ru/F6wyR
И ещё одно занятное объявление. Продают Бычки в томате без пробега, прямо с заводской территории. Это, наверное, самые оставшиеся остатки нераспроданного. https://clck.ru/F6wyc
Самая страшная дорога России: вот как выглядит федеральная трасса «Колыма» в 2024 году.
Ежедневный автомобильный журнал
Темы: #ЕАЖ
Комментарии
Крым08.02.2020ответить
На счет ТОНАРа:делает свои кабины по типу амеров,для самосвалов типа МАЗ-525,530 (негабарит).А что мешало купить штампы кабин на сносимом тогда заводе ЗиЛ? Делали бы ныне и "майнинговые"капотники с кабиной 4331,не было бы мороки с сертификацией своей кабины.