Новости15.07.2018✦15
Концепт был лучше! АвтоВАЗ всё испортил! Подобными комментариями несколько лет назад встретили предсерийный вариант хэтчбека «Лада XRAY». Почему серийная модель оказалась не похожа на эффектный концепт образца 2012 года и могло ли получиться иначе?
Современные модели «Лада Веста» и «Лада XRAY» вполне по праву находятся на верхних строчках хит-парада продаж в России. Создатели пошли по пути ведущих мировых производителей: связали разные модели общей дизайнерской стилистикой, под которую скоро «причешут» и «Гранту». И начинался этот процесс с концепт-каров, сначала поисковых, «общих», а потом и предсерийных.
Так что же представляют из себя эти красочные машины за традиционной стеклянной оградой и почему всё-таки стоит изучить информацию о концепте, а не включать «синдром Хатико» и страдать по «обманутым ожиданиям»?
Концепт-кар Lada XRAY, 2012 год
История современного вазовского стиля стартует в 2011 году, когда на АвтоВАЗ под начало президента Игоря Комарова пришёл титулованный британский дизайнер Стив Маттин, к тому моменту подаривший миру несколько автомобилей Volvo и Mercedes-Benz, включая легендарные модели SLR McLaren и Maybach. И уже через год, в августе 2012 года, на Московском автосалоне представили первый плод работы Маттина — Lada XRAY Concept.
Задача этой машины — продемонстрировать общую стилистику будущих моделей, о чём сам Маттин говорил в интервью. Не выкатить перспективную серийную машину, а показать, в каком ключе будут развиваться «Лады»! Ну а кроме того, концепт позволил АвтоВАЗу закрепить за собой первенство с икс-образным дизайном передка, ведь уехавший из Тольятти в Mitsubishi дизайнер примерно в то же время корпел над «апгрейдом» визуального языка японской марки в том же ключе.
Естественно, представить новые дизайнерские идеи нужно в лучшем свете, и концепт с этим прекрасно справился. Замысловатые формы, сложный рисунок светодиодной светотехники, дорогие материалы отделки салона и многое другое. Никак не хуже, чем у других. Да и создавался макет по тем же технологиям, что и концепты Honda, Subaru, Kia, Hyundai, Porsche. И делали выставочный образец те же люди — специалисты итальянской студии Vercamodel Saro.
Сотрудники компании Vercamodel Saro у концепт-кара Lada XRAY, 2014 год
Если при взгляде на концепт кажется, что это почти готовая машина, просто «принаряженная» к выставке, значит, обман удался. Конструкция здесь совсем другая. Начинается всё с пенопластовой болванки на тележке с простым каркасом. От неё, как от заготовки скульптуры, отсекают всё лишнее... нет, не скульпторы, а точные пятикоординатные станки.
Потом вырезаются внутренние полости, включая пространство салона, в котором появляются сиденья на каркасе серийных, но заново обитые поролоном и кожей, а также передняя панель и обивки из модельной пены, обтянутые «притворяющейся» пластиком плёнкой. Стёкла на поверку совсем не стёкла, а плексиглас, да и внешние кузовные панели с металлом не знакомы: они выполнены из стеклопластика. Диски в буквальном смысле «слепили из того, что было»: у обычного диска срезают лишние части, а сверху лепят новый дизайн из модельного полимера.
Интерьер концепта Lada XRAY, 2012 год
А фары-то какое загляденье! Только это и не фары вовсе, а декоративные фонарики из светодиодов и матового пластика, созданные только для того, чтобы красиво светиться, но ни в коем случае не светить. Тем, кто хотя бы время от времени заглядывал в школу, понятно, что такая конструкция по определению не способна дать правильную светотеневую границу, а просто светит равномерно во все стороны.
Имитация фар на концепте
А как оно ездит? Да примерно так же, как светят «фары». По силовому агрегату здесь тоже сплошная унификация: маломощный электромотор в компании с механической коробкой да свинцово-кислотные аккумуляторы. Всё это нужно только для того, чтобы не пришлось каждый раз таскать макет руками.
Подвески в привычном понимании вообще нет, то есть здесь отсутствуют упругие элементы. Спереди, правда, есть телескопический элемент, похожий на амортизатор, но предназначен он всего лишь для изменения клиренса, чтобы можно было и спорткар сымитировать, и кроссовер. Сзади тем же самым заведуют пластины с прорезями и болты. «Фольксвагены» да «Шкоды», говорите, нынче жёсткие? Это вы ещё на концепт-карах не ездили.
Если бы концепт Lada XRAY 2012 года предназначался к выходу в серию с неизменным дизайном, автомобиль не потерялся бы на фоне лучших образцов мирового автопрома. Но ему такой судьбы изначально не готовили, не желая даже задумываться (а тем более объявлять) о том, с какой платформой можно его «подружить», какими моторами оснастить и когда запускать. В то время АвтоВАЗ считали производителем очень простых и, соответственно, дешёвых машин с качеством комплектующих в режиме свободного плавания, и столь резкий скачок в плане класса и цены без вариантов остался бы непонятым. Машина бы воспринималась как очередные «Жигули», но в другой оболочке, и просто не разошлась бы тем тиражом, который необходим для рентабельности производства. К тому же, это был трёхдверный «зализанный» хэтчбек, что ещё больше ограничивало возможную целевую аудиторию. И что делать? Идти вверх постепенно! И начать это движение предстояло двум будущим серийным автомобилям, наделённым новой дизайнерской ДНК...
Концепт-кар Lada Vesta, 2014 год
По плану, пойти в серийное производство они должны были в сентябре 2015 года и феврале 2016 года. Но в августе 2014 года проходил очередной Московский автомобильный салон, и на нём вазовцы решили показать новые модели, ведь на 2015 год крупных выставок не планировалось. И, так как до конвейера машинам было ещё далеко, а показывать собранные по обходным технологиям полуфабрикаты себе дороже, к публике вышли предсерийные концепты Vesta и... XRAY (XRAY Concept 2, если точнее).
И тут у многих, что называется, сломался мозг: мол, как это так, два года назад показывали совсем другое. «Упрощение!» «Обман!» «Да я уже деньги накопил, чтобы тот купить!» А интервью, пресс-релизы и официальные ролики читать и смотреть, конечно же, никто не стал. Ну или про них забыли. Самое главное — название одинаковое, а что там официальные лица говорили, неважно.
Концепт-кар Lada XRAY, 2014 год
В этот раз выставлялись автомобили, изначально и предназначенные для серийного производства. «Веста» — «главное блюдо», абсолютно новая конструкция на своей собственной платформе Lada B, выросшей из прототипа ВАЗ-2116 (проект С). XRAY — ещё один «ребёнок» глобальной платформы В0, а точнее, переработка хэтчбека Sandero Stepway. Но это всё было впереди.
А под софитами выставки оказались ближайшие родственники концепта XRAY 2012 года, сделанные в той же мастерской Vercamodel по той же технологии, но по внешности практически идентичные будущим товарным экземплярам, за исключением тех же поправок: огромные диски и красивые гирлянды вместо рабочей светотехники. Именно поэтому вопросы «а где взять такую оптику?» и «почему они такие жадные, что не пустили эти фары в серию?» могут вызвать только улыбку.
В итоге, как мы знаем, обе модели успешно стартовали и хорошо продаются. И всё-таки, если бы серийному хэтчбеку подобрали другое название вместо имени XRAY, это помогло бы избежать синдрома Хатико?
✦ Что получится, если скрестить Тойоту РАВ4 и грузовик ЗИЛ — фото в нашем телеграм-канале.
Владимир Пшенин
Темы: #Лада #Лада XRAY #Концепты #Дизайн
Комментарии
Щутник 14.07.2018ответить
Вот-вот! Концепт это фантазии художника, а машина ещё ведь и ездить должна... И, желательно, хорошо ездить!
Да уж15.07.2018ответить
Стив Вмяттин придумал х-вмятины, это талант
Гость 15.07.2018ответить
Да ты помолчал бы лучше,х-дизайн это новая,свежая волна в дизайне автомобилей.Ее потом стали копировать ведущие автопроизводители.
Виталий23.07.2018ответить
Фантазии дизайнера для того и фантазии, чтобы стимулировать появление новых технологий производства.
Без фантазии до сих пор ездили бы на каретах с примитивным двигателем.
Попугай Кеша 24.07.2018ответить
Дизайнеры не стимулируют новые технологии,это удел инжинеров.А дизайнеры только создают новую конфетную обертку когда старая начала уже всем приедатся.Получается иногда удачно иногда нет,часто это просто мешает удобству и функционалу.Но как говорится красота страшная сила.
Виталий24.07.2018ответить
Инженеры создают новые технологии.
А по поводу конфетной обертки ... Вы просто не знакомы, очевидно, с работой автомобильного дизайнера.
Andrey26.05.2020ответить
В 2012 году увидев концепт-кар X Ray 2012, я сказал себе сразу Выйдет он его куплю! Но увидев настоящий x-ray которые продаются в магазинах, сразу понял что это большое Г мне не хочется.
thestylerpro26.06.2020ответить
Да уж, опять получился просто очередной обман людей... Но не лучше уже б/у иномарку нормальную взять, с человеческим дизайном, хорошими комплектующими, и ещё и дешевле, чем ляда...
Кеша07.02.2021ответить
Концепт х рей красотка, хотел купить, но то что вышло ужас. Сандеро и в Африке Сандеро, зачем было ещё одно выпускать? Посмотрите на продажи, не берут, скидки только завлекают. Люди от безысходности Весты берут.
РРРР26.02.2021ответить
Другим производителям не мешает делать машины красивыми. И фары светят и колеса крутятся, все работает. Если кто не верит, посмотрите про "фланкер". человек делает машины с нуля такие какие он хочет видеть, хоть и срисована внешка с другого суперкара. Там и технологии и дизайн и все все все(да дорого, но это первый автомобиль, которым можно гордиться, что его делает русский человек, хоть и не коммерческое производство). Автоваз - это огроменный завод, который выпускает дермище, на которое даже смотреть не хочется, не то чтобы покупать. В рашке как будто спецом запрещают все красивое. даже китайские мотики симпатичные дешманские тут не купить(Украина, Белорашка пожалуйста). Сплошной заговор...
Артем07.06.2023ответить
Концепт ХРей 2012 было просто огонь! Концепт Нивы 2 2014 был огонь. А в итоге квадрато-головые всё превратили в убогие квадратные обрубки. Сделать красивую вещь сами не могут, и наработки других взять тоже не могут. Такое впечатление, что инвалиды работают.
Большой Хорхе14.07.2018ответить
Столько много букв вокруг одной банальной фразы: "потому что реальная технология производства и влажные фантазии дизайнера - это очень разные полюса".