Wroom.ru

Машинки за десятки тысяч: почему коллекционеры охотятся за модельками времен СССР

28 декабря 2017Владимир Пшенин

Возможно кто-то из читателей в детстве был счастливым обладателем масштабных моделей отечественных автомобилей. Тогда это были игрушки, а сейчас — коллекционные редкости, за которые платят тысячи и даже десятки тысяч рублей.

Масштабные копии автомобилей, появившиеся как сувениры или игрушки, постепенно стали ещё и предметами для собирания. Естественно, увлечённые коллекционеры хотят завладеть наиболее ценными экземплярами, то есть теми, которые или выпущены ограниченным тиражом, или давно сняты с производства. А лучше и то, и другое одновременно.

Два месяца назад этот универсал ГАЗ-24-02 «Волга» продали на интернет-аукционе за 90 000 рублей (фото А78 / redkie.ru)

Два месяца назад этот универсал ГАЗ-24-02 «Волга» продали на интернет-аукционе за 90 000 рублей (фото А78 / redkie.ru)

В нашей стране многие питают особые чувства к автомобилям, выпущенным в советское время, и к их уменьшенным копиям. Здесь перемешалась и ностальгия, и традиционное «раньше было лучше», и статус раритета, до которого уже успели дожить многие большие и маленькие машины.

«Олимпийский» РАФ-2907 выставлен на продажу за 170 000 рублей, покупатель на модель пока не нашёлся (фото Genadijs525 / newauction.ru)

«Олимпийский» РАФ-2907 выставлен на продажу за 170 000 рублей, покупатель на модель пока не нашёлся (фото Genadijs525 / newauction.ru)

Началом эры советских масштабных моделей можно считать 1969 год, когда ПО «Тантал», расположенное в Саратовской области, изготовило первые машинки. А уже в 1971 году выпустили первую уменьшенную копию в наиболее популярном масштабе 1:43 — «Москвич-412». Ныне он известен как «цельнолитой»: кузов, решетка радиатора, фары и бампер являются единой деталью, а детализацию придают имитация кузовных зазоров и окраска передка «серебрянкой». Также присутствует и салон, который можно разглядеть через стекла. Открывается только капот, под которым располагается макет двигателя. Цена в 3 рубля 50 копеек, выбитая, как в то время было принято, на дне модели, многократно выросла за эти годы, и сегодня за такой «Москвич» в зависимости от состояния могут просить и 20 и 200 тысяч рублей. За такие деньги вполне можно купить «живой» полноразмерный аналог. Возможно, даже не один.

Цельнолитой «Москвич-412»

Цельнолитой «Москвич-412»

Позднее технология производства «четыреста двенадцатого» немного изменилась: решетка радиатора и бампер стали отдельной деталью, присоединяемой к кузову. Также модель стала «номерной», приобретя заводское обозначение А1 — именно номерные модели с оригинальной упаковкой сейчас особенно ценятся коллекционерами. В остальном конструкция такого «Москвича» аналогична предыдущему образцу.

Этот «Москвич-412» 1975 года был продан на интернет-аукционе за 20 тысяч рублей (фото ford600 / newauction.ru)

Этот «Москвич-412» 1975 года был продан на интернет-аукционе за 20 тысяч рублей (фото ford600 / newauction.ru)

Следующая любимая коллекционерами модель — выпущенный в 1975 году «Москвич-403» под номером А7. Конструкция автомобиля изменилась: капот отлит вместе с кузовом, но появилась возможность открыть передние двери и крышку багажника, в котором располагалось запасное колесо. Модель не отличается экстремальной редкостью, но считается очень ценной (стоимость — до 20 тысяч рублей), а за первые образцы с серебристой эмблемой на капоте и вовсе просят запредельные суммы.

«Москвич-403» с заводским индексом А7 (фото Ophicus / newauction.ru)

«Москвич-403» с заводским индексом А7 (фото Ophicus / newauction.ru)

Не осталась без внимания и продукция Волжского автозавода. В том же 1975 году стартовало производство модели автомобиля ВАЗ-2101 с индексом А9. Двери были неподвижными, но появилась возможность заглянуть в багажник и под капот. Разобрать конструкцию стало возможно только при демонтаже макета двигателя (при котором он, скорее всего, сломается).

ВАЗ-2101 с заводским индексом А9 (фото komansky / redkie.ru)

ВАЗ-2101 с заводским индексом А9 (фото komansky / redkie.ru)

Номер А10 присвоили модели Москвич-412, но производства ижевского, а не московского завода. Машина практически не отличается внешне от модели АЗЛК под индексом А2, чего не скажешь о цене. Из-за выпуска в 1975-1979 годах небольшим тиражом машина очень ценная и дорогая. Продавцы просят за нее до 30 тысяч рублей.

Эту модель «Москвича-412» продали на интернет-аукционе за 26 302 рубля (фото Омельянов Сергей / redkie.ru)

Эту модель «Москвича-412» продали на интернет-аукционе за 26 302 рубля (фото Омельянов Сергей / redkie.ru)

Очередным важным этапом стала запущенная в 1978 году первая масштабная копия автомобиля ГАЗ, а именно универсала ГАЗ-24-02 «Волга» с индексом А13. Вслед за ней в серию пошел седан ГАЗ-24 (А14). Детализация вышла на новый уровень: открывались все двери, капот и багажник, а коробка передач, карданный вал и задний мост с рессорами вместо штамповки на единой детали днища обрели вид отдельных элементов.

Модель универсала ГАЗ-24-02 «Волга», выпущенная в 1980 году (фото komansky / redkie.ru)

Модель универсала ГАЗ-24-02 «Волга», выпущенная в 1980 году (фото komansky / redkie.ru)

В конце семидесятых вышла в свет и модель самого престижного горьковского автомобиля — ГАЗ-13 «Чайка» А15. Что интересно, в модели снова было упрощенное цельноштампованное днище, а капот перестал открываться. Однако в салон и багажник доступ оставили. Престижность модели придавало существование электрифицированного варианта с горящими фарами и фонарями.

Электрифицированный вариант «Чайки» ГАЗ-13. Две плоские батарейки размещены в багажнике (фото su-company / newauction.ru)

Электрифицированный вариант «Чайки» ГАЗ-13. Две плоские батарейки размещены в багажнике (фото su-company / newauction.ru)

Также достойна внимания ВАЗ-2121 «Нива» под номером А20, появившаяся в 1980 году. У нее было не только детализированное днище и открывающиеся двери, капот и багажник на манер «Волги», но и работающая подвеска в компании с поворачивающимися колесами. То есть именно эта копия больше остальных походила на автомобиль. Ее любят и ценят до сих пор, а за образцы ранних серий придется выложить около 20 тысяч рублей.

Модель «Нивы» с индексом А20 (фото model-car.ru)

Модель «Нивы» с индексом А20 (фото model-car.ru)

Основатель «Клуба любителей моделей автомобилей» Вконтакте Дмитрий Данилов считает, что ценность советских номерных масштабных моделей складывается не только из года выпуска и тиража, но и качества исполнения, детализации моделей (в более поздних чаще всего постепенно отказываются от открывающихся дверей, капотов, багажников и детализированного днища), а также порой искусственной инфляции, созданной самими коллекционерами. Поэтому он отмечает, что понравившуюся модель вполне возможно отыскать за адекватную цену, нужно только запастись большим количеством терпения.

Кроме того, если цель покупки модели лишь в получении эстетического удовольствия, можно присмотреться к «постномерным» моделям, выпущенным приблизительно с 1987 по 1993 год, которые утратили свой индекс, но сохранили качество исполнения и детализацию. Позднее как раз и начался период упрощения. Из моделей исчезал хром, подвижные части, и даже качество металла ухудшалось, из-за чего встречалась так называемая «цинковая чума», заставляющая кузова буквально разваливаться.

Номерная модель автомобиля УАЗ-452В выставлена на продажу за 3550 рублей (фото komansky / redkie.ru)

Номерная модель автомобиля УАЗ-452В выставлена на продажу за 3550 рублей (фото komansky / redkie.ru)

Конечно, современные лимитированные модели автомобелй тоже иногда предлагаются за десятки тысяч рублей. Но всё-таки осознание того, что вон той маленькой, но симпатичной «машинке времени» уже перевалило за 30 или 40 лет, греет душу намного сильнее, настолько, что в свое любимое увлечение люди готовы вкладывать буквально все силы, деньги и время.

Темы: История Обзоры

Ещё больше интересного в наших группах в соцсетях! Какой из этих сервисов вы предпочитаете: Вконтакте, Одноклассники, Фейсбук, Телеграм или Яндекс-Дзен?

Комментарии

nemets76 28 декабря 2017ответить

В те времена ничего лучше этих моделей из игрушек не было. Цена на некоторые модели доходила до 10 руб и выше (в современном пересчете наверное где-то от 2 тыс рублей). И многие модели просто невозможно было найти в магазине, по крайней мере у нас в городе.

Виктор Г 28 декабря 2017ответить

Эх классные машинки, ностальгия... Сынишка играет "чайкой" и ВАЗ2102. Дорогие у него оказывается игрушки

CROSSAVEC 28 декабря 2017ответить

Такие сейчас можно купить за 300-1500р, но по прежнему есть индивидумы, которые считают, что "раньше было лучше". Вам что на них ездить? Поставил на полку и забыл, главное чтобы внешнее сходство было. Впрочем без лоха и жизнь скучна)

Alekzander99 28 декабря 2017ответить

полный бред. Искусственный ажиотаж дебилов. 7 лет назад у жены какая-то тётка умерла, была в прошлом стюардесса межд.рейсов. Детей нет, мужа тоже. Потом нашли у неё на балконе несколько картофельных мешков туго набитыми банкнотами ссср денег разного номинала.Я пытался их продать, совершенно безуспешно. В обществе филателистов и нумизматов сказали, что старье только ценится в идеальном состоянии, в состоянии нового. Всё остальное в мусор

волгарь 28 декабря 2017ответить

Наверное все же лучше купить за 20-30 тыс.руб. Москвич в нормальном состоянии и почитать его как раритет. Вот только место в гараже надо под него оставить. :-)

nemets76 29 декабря 2017ответить

ответ на комментарий пользователя Alekzander99

Не пытайся понять. Это коллекционеры, люди в своей теме порой неадекватные. Поэтому и платят бешеные деньги за предмет коллекционирования, что нормальный человек не способен понять. А деньги выпускаются как правило в неимоверных количествах, и ценятся из них только малотиражные или редкие по каким-то другим причинам. Поэтому монеты екатерининского периода и др. выпущенные многомиллионными тиражами даже спустя почти 400 лет стоят дешево.

Олег 29 декабря 2017ответить

Самый ценный экспонат - это номерная Волга ГАЗ-3102 голубого цвета. 300 000 рублей! С руками оторвут!

Серж 29 декабря 2017ответить

что значит номерная

Ленин 29 декабря 2017ответить

Силумин (материал из которого сделаны модели) любит темноту и умеренную влажность!! Некоторые модели могут рассыпаться в руках как и империя СССР!!

Василий 29 декабря 2017ответить

ответ на комментарий пользователя Серж

Серж

"что значит номерная"

На днище которой выбит номер модели по каталогу, например, А9.

Такие модели выпускались до 1985-91 годов.В них ценится качество металла,

Деталировка. На более поздних моделях пошло резкое упрощение, а то, что Саратов выпускает сейчас более похоже на игрушки.

Сергей 31 декабря 2017ответить

Самая редкая и самая дорогая из всех это модель волги 3102 А38 цена может достигать ляма

Продавец моделек 31 декабря 2017ответить

У меня есть все эти модели. Продаю. Медицинский РАФ например отдам за 50000 рублей, а КАмаЗ молоковоз за 20000 рублей. Всего у меня их около 30 советских моделей. Не диагостини.

Андрей 31 декабря 2017ответить

Кто и за что какие деньги платить хочет - это его личное дело. Но посмотрите на внешний вид моделей: двери-капоты в проёмы не садятся, взаимные боковые отштамповки крыльев и дверей сочетаются друг с другом, как ступени у пьедестала почёта,вид декоративных колёсных колпаков подчас и близко не стоит с оригинальным историческим видом, все модели просевшие, как в реальности на поломанных пружинах и рессорах. Понятно, что всё это когда-то были игрушки для детей младшего школьного возраста. Но чтобы они сейчас были предметами коллекционирования за десятки тысяч рублей? Пусть лучше потенциальные коллекционеры за такие деньги купят себе смирительные рубашки и путёвки на Канатчикову Дачу. А если серьёзно, то лучшей альтернативой считаю каталоги запасных частей по таким машинам. Видна абсолютно вся деталировка, приведены все ТТХ, и не нужно открывать болтающиеся дверцы, которые, потом, может и закрыть не удастся...

Андрей 31 декабря 2017ответить

ответ на комментарий пользователя Продавец моделек

Уважаемый коллекционер! Продам тебе этиже модели выпуска ссср за 1/3 цены что просишь!!! Решаем?

PavelBeliavskij 11 января 2018ответить

Тоже когда-то коллекционировал модели автомобилей. Но потом интересы поменялись и продал на виолити все до единой. А вообще очень занятное и достойное хобби я считаю

наталья 29 января 2018ответить

продаю коллекционную машину победа м 20 деагостини вместе с журналами цена 50 тысяч только колекционерам

Олег 11 мая 2018ответить

У меня есть такой Москвич 412 Цельнолитой сколько

Олег 11 мая 2018ответить

Стоит?

Johnny D 26 июня 2018ответить

Советские машинки - лучшие в мире. Если только не разваливаются.

Мой любимец - Москвич 403 А7, только двери у него не открывайте!

СерджиоБаджио 18 сентября 2018ответить

ответ на комментарий пользователя Олег

Олег фото скинь на мыло: serg-inform@mail.ru

Популярное на сайте

Сейчас комментируют: