Сборник просчётов и ошибок: появились первые отзывы о Ниве Спорт

Новости 19.0514

Продажи внедорожников «Лада Нива Спорт» начались в апреле этого года. Машину уже испытали блогеры, пожаловавшись пожаловались на просчёты в конструкции модели. Журналист Никита Небылицкий прокомментировал ситуацию с выявленными недостатками.

«Нива» реально была для своего времени прорывом: вышла отличная машина, породившая целый класс, которого до того вообще в природе не существовало — компактных кроссоверов с несущими кузовами на легковых агрегатах и достаточно комфортных внутри. Но время беспощадно. В следующем году будет пятьдесят лет как «Ниву» выпускают серийно. Она остро нуждается в глубокой модернизации, в техническом переосмыслении.

И четыре года назад АвтоВАЗ предпринял попытку такого переосмысления, закончившуюся появлением «Лады Нивы Спорт». Она настолько отличается от предшественников, что как только это стало возможно, трое популярных российских блогеров, Костя Академег, Булкин и канал Комбат Крю, купили себе по такой «Ниве» за собственные деньги. Все трое свои «Нивы» протестировали и выпустили по паре роликов.

Эргономика

Начну с самого невинного. Одна из проблем классической «Нивы» — это посадка за рулём. Тогда были другие времена, другая школа эргономики, и у старой «Нивы» рулевой вал и педальный узел смещены вправо относительно водителя — так же, как и у «Жигулей». Тогда это считалось неважным...

На «Ниве Спорт» рулевой вал перенесли на четыре сантиметра левее. Посадка по рулю стала прямее, но педали никто не переносил, и выходит что спиной вы сидите прямо по движению, а ногами несколько вправо. Кроме того руль сместился, а приборная панель осталась где была.

Это, во-первых, несимметрично, и видно эту ассимметрию сразу же. Во-вторых, руль загораживает приборку и даже с учётом того, что на валу появилась возможность регулировки наклона руля.

У всех трёх машин криво стоял руль. Но это не всё из мелочей. У двух из трёх новых машин не выключались дворники. Ты их включаешь и всё, на рычаг они больше не реагируют и машут, пока зажигание не выключил. А если ты его выключил, когда дворники не в нижнем положении встали, они после включения зажигания будут продолжать махать — надо выключая зажигание, момент подгадывать. У дилера это, конечно, признали гарантией, и заказали новый моторчик дворников, который должен прибыть через три недели, а в качестве временной меры дилер просто отключил машине дворники.

Это даже ещё не цветочки, а бутоны. Цветочки и ягодки будут вам позже.

Коробка передач

У классической «Нивы» не очень удобно расположен рычаг коробки передач, а также рычаги включения пониженной передачи и блокировки межосевого дифференциала. На «Ниве Спорт» рычаг коробки решили перенести, чтобы управлять им стало поудобнее, а вместо двух рычагов понижайки и блокировки сделать один рычаг, отвечающий за обе эти функции. Что, в принципе, логично.

Но вот только для переноса рычага коробки, механизм выбора передачи закрепили на кузове, а управление самой коробкой сделали жесткой тягой, которая закреплена на коробке. Мотор с коробкой сидят на резино-металлических опорах и подвижны, а кузов условно константен, вот только связь между ними жёсткой тягой. И при перемещениях мотора вместе с коробкой на резиновых опорах, а оно случается на дорожных неровностях, у «Нивы Спорт» выскакивает передача. Даже на небольших неровностях, вполне себе невинных.

Мотор

Думаете всё? На старую «Ниву» изначально ставили обычный мотор от ВАЗ-2106 объёмом 1,6 литра. Постепенно его апгрейдили впрыском и увеличением объёма до 1,7 литра. Но Нива всё-таки довольно тяжелая машина, с приличными трансмиссионными потерями, да и вообще, для современного автомобиля 20 секунд разгона до сотни — уже нечто совсем неприличное, это динамика «Газели» с грузом.

«Нива» остро нуждалась в другом моторе, и он у АвтоВАЗа был. «Шестнарь» объёмом 1,6 литра и мощностью 122 л. с. от «Гранты Спорт». Может звучит это и не бог весть как, но это в полтора раза мощнее штатного впрыскового двигателя 1.7. Летать она с таким мотором может и не стала бы, но быстрее обычной «Нивы» она должна была получится точно.

Если бы не одно но. Дело в том, что любой мотор с четырьмя клапанами на цилиндр верховой. При прочих равных, мотор такого же объёма и конструкции, но с двумя клапанами, снизу едет лучше — таковы особенности газодинамики. Это решаемо, так как обороты максимальной мощности у «шестнаря» выше, его обычно раздушивают по передатке, ставят более короткую главную пару и тогда он и снизу едет не хуже «восьмиклопа», а уж сверху понятно что гораздо лучше.

Вот как раз этого на «Ниве Спорт» почему-то и не сделали. Вместо этого на неё наоборот, поставили колёса гораздо большего внешнего диаметра, чем ещё больше загрузили трансмиссию, и «Нива Спорт» внизу и посередине едет хуже, чем обычная! Если её постоянно крутить в звон, то она побыстрее будет, а если ездить нормально — то медленнее.

Кузов

Это ещё тоже далеко не всё. Поставив на «Ниву Спорт» большие колёса, АвтоВАЗ выяснил, что она цепляет ими за арки крыльев. Эти арки на заводе просто подрезали чуть ли не «болгаркой», а чтобы это было незаметно, сверху прикрыли пластиковыми фендерами, которые к крыльям прикрепили саморезами, насверлив в крыльях дырки, а также совершенно кустарного вида ушками, которые даже покрасить не удосужились — они сделаны просто из голого металла. Дырки на крыльях под саморезы, заботливо прикрытые фендерами, чтобы вода стояла под ними и не вытекала, как вы сами понимаете, поржавеют месяца через полтора.

Подвеска

Это тоже пока далеко не ягодки. Но уже цветочки. Дело в том, что на «Ниве» сзади мост. Есть масса вариантов крепить мост к кузову, и на внедорожнике применён самый простой и кондовый вариант — как на всех заднеприводных Жигулях. Крепление моста к кузову имеет несколько задач. Мост должен не смещаться относительно кузова вперёд-назад, он не должен проворачиваться вокруг своей оси и он не должен смещаться вправо-влево. Для этого на классической «Ниве» есть пять рычагов. Два продольных нижних не дают ему смещаться вперёд-назад, два продольных верхних проворачиваться, а поперечны, он же тяга Панара, не даёт мосту смещаться вправо-влево. Эта тяга Панара одним своим концом крепится к мосту, а вторым к специальному креплению на кузове, в просторечье именуемому «домиком тяги Панара».

Но есть проблема. Дело в том, что при такой конструкции мост ходит по некому сегменту окружности, вокруг точки крепления тяги Панара к кузову. Это не есть хорошо для управляемости, потому что мост смещается вправо-влево при работе. Особенно это плохо при существенных ходах подвески. Если на «Жигулях», где ход подвески относительно небольшой, это заметно не сильно, то на «Ниве» с её увеличенным ходом, сильно и очень.

Чтобы эту неприятную особенность победить, существует много способов. Есть, например, конструкция именуемая «форлинк», где верхние рычаги диагональные, и они таким образом вместе с функцией не давать мосту провернуться, начинают страховать его от перемещения вправо-влево, и тогда тяга Панара опять же не нужна. Это может и не самая надёжная конструкция, просто потому что рычагов становится меньше и нагрузка на каждый из них возрастает, но зато самая простая и дешевая. Для гражданской, а не гоночной машины её надёжности хватает за глаза. Именно «форлинк» на «Ниву Спорт» и поставили.

К тому же, на «Нивах» никогда не стояло заднего стабилизатора. А он нужен. Так как кузов на «Ниве Спорт» остался прежним, то крепить там стабилизатор особенно не к чему, и АвтоВАЗ решил закрепить тело стабилизатора на мосту, а его концы на нижних продольных рычагах. И чтобы это удалось, рычаги сделали не прямыми, а серповидными.

Так могло бы работать, но не работает. Не в том смысле, что оно не стабилизирует. А в том, что у Академега нижние рычаги загнулись при обычной знакопеременной нагрузке моста на пересечёнке, у Комбат Крю — когда он просто где-то поскользил на гравии, а вот у Булкина — когда он просто разогнался по ровному асфальту, а потом затормозил. Причём у всех троих рычаги загнулись так, что руль стал на всех машинах криво, и колесо прижалось спереди к арке.

Те самые диагональные верхние рычаги форлинка стоят с неправильным углом. И мост от перемещений вправо-влево страховать они не способны. Комбат Крю повесил снизу камеру и стал ездить змейку по асфальту: мало того, что просто глазом видно как мост елозит, он елозит до такой степени, что колесные диски и покрышки протираются о верхние болты крепления амортизаторов.

Топливопровод

Только и это ещё не всё. Бензобак у машины сзади, а мотор у неё спереди, и между ними топливопровод. «Нива Спорт» — это внедорожник, а на внедорожниках топливопроводы и тормозные трубки принято прятать от возможных кочек, которые могут цеплять за днище. И в «Ниве Спорт» их спрятали. В трансмиссионный тоннель. Так вот трубка топливопровода идёт по трансмиссионному тоннелю и проходит аккурат над той жесткой тягой, которой подвижные на опорах двигатель с коробкой связаны с жестко закреплёным на кузове рычагом переключения передач. И этот рычаг бьёт снизу по трубке топливопровода, загоняя её на находящиеся над ней два самореза, которыми сверху притянут пластиковый кожух вокруг рычага переключения передач в салоне.

И за тысячу километров у Комбат Крю, эти два самореза своими острыми концами проделали в топливопроводе две дырки, из которых начал струячить бензин под давлением топливного насоса. Причём не будь там саморезов, пусть не через тысячу, а через полторы тысячи километров, эту трубку всё-равно перебила бы тяга сама по себе или об кузов. Причём в обход трубку не пустить вообще никак, потому что и негде, и трубка короткая. А струячат эти две струи бензина аккурат на выхлопную трубу, которая удачно расположена буквально рядом.

Чудес на свете не бывает.

Фото-репорртаж: самая страшная дорога России — как выглядит федеральная трасса «Колыма».

Темы: #Лада #Лада Нива #Лада Нива Спорт #Обзоры

Комментарии

нива совершенство19.05.2025ответить

пусть ставят 1,6 на 100лс. унификация удешивляет

Прокопыч19.05.2025ответить

Хотели как лучше,а получилось еще хуже чем было.Это не случайно.

А получилось как всегда19.05.2025ответить

Ну что ж, молодцы блохеры, что провели испытания, которые должен был провести но почему-то не провëл сам АвтоВАЗ. В их ходе хоть выяснилось насколько опасно ухудшили легендарную Ниву.

Ну19.05.2025ответить

И зачем было делать такой лютый колхоз, к тому же опасный? Неужели для Спорта нельзя было выбрать лучший вариант из грамотных доработок Нивы, давно испытанных и хорошо себя зарекомендовавших? Ведь за 50 лет производства Нивы разных её доработок различными спортивными командами и тюнинг-фирмами в том числе западными, очень немало проведено было. Неужели кто-то запрещал ВАЗу воспользоваться теми наработками? К чему было вновь изобретать велосипед? Даже интересно, как автозавод на такое ОТТС умудрился получить...

Интересно19.05.2025ответить

А что мешало сохранить штатные реактивные штанги, а концы стабилизатора закрепить на месте ликвидированной тяги Панара?

Спорт Соколова на нивЕ19.05.2025ответить

Заканчивайте, нaфиг, эксперимент, как с аурой. Не позорьтесь.

А 21.05.2025ответить

При чём тут Аура? С Аурой таких проблем нет и не может быть, так как там почти ничего относительно Весты технически не переделывали. Удлинили просто. А длинные и Нивы бывают, с ними тоже всё в порядке.

CROSSAVEC19.05.2025ответить

Медаль Соколову уже согласовали?

Прокопыч20.05.2025ответить

Её изготовили неумехи.А откуда было взяться настоящим профи если старые инжинера уже поумерали а наши ВУЗы в последнее время готовили юристов,экономистов да разного рода эффективных менеджеров-управленцев.Вот и итог,сляпаная на скорую руку,опасная в эксплуатации машина.

Да 20.05.2025ответить

Видимо поэтому все отечественные автозаводы проведение любой ничтожной модернизации своих автомобилей и двигателей заказывали исключительно у зарубежных компаний, имеющих грамотных специалистов. Это касается даже тупо рестайлинга. Что ж тогда говорить про разработку новых моделей с нуля...

Александр 20.05.2025ответить

Я люблю ниву, а плохой результат только на пользу.

☹ Анонимный посетитель20.05.2025ответить

Самодекины ставили на ниву колеса большего диаметра и это убивало трансмиссию она не рассчитанана мощность свыше 80л.с. очевидно дилетантам это неизвестно

Алексей 21.05.2025ответить

Вот прочитал это всё и сложилось чёткое и однозначное ощущение, что на ВАЗе нет инженеров-конструкторов. "Модернизацией" (давайте называть вещи своими именами, это никакая не модификация Спорт, это модернизация, вернее попытка модернизации старой-доброй Нивы) автомобиля словно какие-то одиоты занимались, не побоюсь этого слова, которые ничего в автомобилях не понимают.

И это говорит о многом, прежле всего о том, что наш АвтоВАЗ уже конкретно скатился на дно, скоро наверное уже действительно на выпуск карет перейдёт. Хотя, какие кареты - у них ведь тоже была подвеска, и гораздо продуманней и функциональней, чем на вот этой Ниве Спорт. Так что уровень ВАЗа это сборка обыкновенных телег на одну упряжку.

А 21.05.2025ответить

Ну у ВИСовских грузовых Нив и Лад как раз рессорная подвеска как на каретах. Например Промтех умудрился её даже модернизировать, добавив туда двухконтурную пневмоподвеску, что позволяет не только регулировать жëсткость и погрузочную высоту, но и не бояться неправильно распределять нагрузку. Вот с кого ВАЗу пример надо брать.