18.11.2024
Формула-1 сегодня захватывает США как никогда прежде. Тройка зрелищных этапов — в Майами, Остине и Лас-Вегасе — срывает овации, а билеты там разлетаются в считанные часы. Но почему, несмотря на растущую популярность и огромный спрос, американской команде до сих пор не нашлось места в «королевской серии»?
Имя Андретти — символ гоночного мира, особенно в США. Марио Андретти, первопроходец династии, выиграл титул в Формуле-1, четыре раза становился чемпионом IndyCar, покорял такие легендарные гонки, как «Индианаполис 500», «Дайтона 500» и «24 часа Ле-Мана». Его заслуги в автоспорте открыли дорогу его сыну Майклу, племяннику Джону и внуку Марко, которые продолжили традицию участия и побед в престижных гонках.
Сегодня семейство управляет командами не только в США, но и на международной арене, включая Формулу-Е и IMSA. Однако главная цель — попасть в Формулу-1 — остаётся для Андретти пока недостижимой.
Семейство Андретти пыталось войти в Формулу-1 через покупку команды Zauber, но её купила компания Audi. Тогда Майкл Андретти решил создать собственную команду с нуля.
В октябре 2023 года Международная федерация автоспорта (ФИА) одобрила заявку Andretti на участие в Формуле-1. Тогда же американцы арендовали базу в Европе, переманили сотни сотрудников из других команд и начали разрабатывать болид для дебюта в 2026-м.
Однако участие в Ф-1 требует согласия Liberty Media — держателя коммерческих прав, — а также действующих команд, которые делят доходы от гонок между собой. И здесь возникли препятствия.
Во-первых, в Liberty Media сомневаются в перспективах новой команды. Во-вторых, действующие участники не хотят делиться прибылью с ещё одной командой. Особенно это не по душе брендам-гегемонам Ф-1 — Red Bull и Mercedes. Именно они выигрывают чемпионаты в последние 14 лет и собирают наибольшие призовые. Например, до старта сезона-2024 Макс Ферстаппен из Red Bull был главным фаворитом турнира. Его победа в личном зачёте шла с коэффициентами от 1.30, а триумф его команды в Кубке Конструкторов — от 1.20. Азартные фанаты Ф-1 также предпочитают заключать пари преимущественно на Red Bull и Mercedes — кто-то даже с использованием актуальных промокодов «Фонбет», позволяющих ставить с выгодой.
Неудача с заявкой не остановила Andretti Global: Майкл Андретти инициировал расследование, чтобы проверить действия Liberty Media на предмет антимонопольного нарушения. Это привлекло внимание к проблеме, и позиция Liberty Media несколько смягчилась: теперь представители компании допускают возможность появления нового участника на старте 2026 года.
Есть мнение, что шансы Andretti увеличатся, если команда привлечёт General Motors в качестве основного партнёра. Присутствие такого мощного автопроизводителя, не представленного в Формуле-1, может стать сильным козырем в переговорах. Ведь это привлечёт не только инвестиции, но и новых болельщиков.