6 причин шума в двигателе

20.11.2022

Исправные автомобили обычно работают тихо, без стуков и необычных звуков. Опытные водители прислушиваются к работе двигателя, ходу колёс и другим звукам во время движения. Эффективный способ избежать шумов — заметить их на ранней стадии.

Определить источник шума в электродвигателе сложно, это может быть связано с внешними факторами, например: неправильная конструкция двигателя (заводской брак), в этом случае решение может быть труднодостижимым. Существует три основных источника гул в моторе: магнитный, механический и вентиляционный. Ниже можно узнать о возможных причинах и методах устранения шума электродвигателя.

Yes

Гудение двигателя

Магнитный шум, ещё называемый «электромагнитным» или «электрическим», считается результатом механических сил, возникающих, когда намагниченные части двигателя притягиваются и отталкиваются друг от друга переменным магнитным полем. Переменное магнитное поле возбуждает вибрацию и шум на частоте, вдвое превышающей частоту линии (например, слышен «гул»). Поскольку магнитное поле изменяется только тогда, когда двигатель под напряжением, это даёт пользователю подсказку: если звон прекращается сразу после отключения питания, причина в магнитном поле.

Yes

Существует также механический шум. Все звуки имеют механическое происхождение и возникают, когда волны давления передаются либо воздуху, либо жидкости, либо твёрдым материалам. Частотные составляющие, слышимые человеческим ухом, обычно составляют от 20 Гц до 20 кГц. Компонент магнитного шума в двигателе считается результатом механического давления, возникающего, когда части магнитного материала притягиваются и отталкиваются друг от друга под действием переменного магнитного поля.

Механический шум трудно идентифицировать, примерами некоторых из его источников являются:

  • загрязнённые подшипники вызывают высокочастотный шум;
  • ролики или шарики, скользящие при низких температурах с недостаточной смазкой, создают высокочастотный шум.

Вентиляционный шум: отличается от большинства источников шума двигателя тем, что создаётся во встречном потоке воздуха. Большая часть вентиляционного шума в больших двигателях с открытым корпусом исходит от действия вентилятора ротора, а не от охлаждающих вентиляторов или рёбер. Для снижения уровня шума может оказаться полезным смещение каналов ротора относительно каналов статора.

Любая работающая машина производит шум, это нормально. Проблема возникает, когда звук перестаёт быть таким, как обычно, и водитель начинает слышать что-то странное. Чтобы объяснить механику, что не так с автомобилем, важно определить ситуации, в которых возникает шум, будь то при повороте в ту или иную сторону, в холодном или горячем состоянии и т. д.

Причины шума в двигателе

Yes

Если слышен любой из описанных ниже звуков, лучше всего посетить автосервис для проверки:

  1. Визг тормозов. Это самый заметный шум и тот, что больше всего беспокоит многих автолюбителей. В большинстве случаев это происходит из-за скопившейся в тормозной системе грязи или недостатка смазки между посадочным местом тормозной колодки и её опорой на суппорте. Однако есть два звука, которые должны насторожить. Первый из них — это высокочастотный звук при торможении, который прекращается или прерывается при отпускании педали. Этот скрип обычно указывает на то, что тормозные колодки находятся на пределе износа, и создаётся небольшой металлической пластиной, которую производитель устанавливает в колодку в качестве индикатора износа. Если звук похож на визг, проблема заключается в том, что фрикционный материал тормозной колодки износился и металлическая пластина трётся о диск. Если это произошло, колодки следует заменить, чтобы не повредить тормозные диски (которые дороже колодок) или, что ещё хуже, ступицу или сам тормозной суппорт. Второй — высокочастотный визг при ускорении. При старте раздаётся «писк». Этот шум обычно возникает в ремне, который перемещает вспомогательное оборудование (генератор, водяной насос, компрессор кондиционера...), когда он проскальзывает по шкивам. Это может быть просто замена ремня или его более сильное натяжение, а может быть предупреждением о том, что один из подшипников шкива, натяжитель или вспомогательное устройство заклинило.
  2. Стук в двигателе. Если доносится стук в двигателе, которого раньше не было, лучше всего заглушить двигатель и отбуксировать его в мастерскую. Это может быть мелочь, но во многих случаях это шатун, который ослаб и стучит по коленчатому валу. Ремонт стоит дорого, но гораздо хуже, если автомобиль продолжит движение, и шатун, в конце концов, заклинит или соскочит с места и сломает блок двигателя, что заставит обновить двигатель.
  3. Шум при повороте рулевого колеса. Практически ни один новый автомобиль не имеет усилителя руля, почти все они электрические. Однако на дорогах всё ещё много автомобилей с гидроусилителем руля. Относительно распространённым симптомом является рычащий звук при повороте рулевого колеса, особенно при повороте почти до упора. Этот шум обычно возникает из-за низкого уровня жидкости, что приводит к попаданию воздуха в гидравлический насос и образованию пузырьков в жидкости. Следует проверить уровень жидкости гидроусилителя руля и при необходимости долить его. Если использовать машину слишком часто, это приведёт к износу гидравлического насоса. С другой стороны, если уровень упал, это связано с утечкой в контуре, который необходимо проверить.
  4. Катализатор. Также причиной появления шума может быть неисправный катализатор. Частичный мусор в нейтрализаторе начинает двигаться в корпусе неравномерно, вызывая шум, дребезжание и треск. В таком случае требуется замена или удаление катализатора в профильной мастерской (пример).
  5. Шум при маневрировании. Если при повороте рулевого колеса в одну сторону и движении вперёд слышен шум, скорее всего, износился шарнир в трансмиссии, возможно, из-за того, что резиновый сильфон, закрывающий его, сломался и потерял смазку.
  6. Когда машина издаёт прерывистый свистящий звук, значит дело в прокладке, находящейся между глушителем и выпускным коллектором. Также возможны неисправности, связанные с выпускной трубой и глушителем.

Yes

Ещё примеры

Если при запуске двигателя доносится стук, похожий на удар ствола дерева о металлическую пластину, это означает, что поршень двигателя треснул. Автомобиль нуждается в немедленном техническом обслуживании. Если поршневая система не будет отремонтирована и заменена, поршни могут сломаться и разрушить весь двигатель. Отказ коленчатого вала может быть вызван смещением подшипников или царапинами из-за плохой сборки или неправильной смазки.

Yes

Если коленчатый вал повреждён, он издаёт свистящий звук, громкость которого меняется в зависимости от скорости вращения. Этот звук очень тихий на низких скоростях и громкий на высоких. При нажатии на педаль акселератора звук усиливается и становится «рёвом».

Yes

Если двигатель начинает работать как трактор, это, вероятно, связано с износом распределительного вала двигателя. Если зазор между регулировочными штифтами достаточен для регулировки хода, автомобиль заведётся. Если цепь распределительного вала ослабла, автомобиль будет издавать постоянный дребезжащий звук. Этого можно избежать, если сильнее натянуть цепь. Если это не помогло и дребезжащий звук продолжается, нужно заменить цепь.

Когда издаётся звук, будто двигатель разгоняется, нужно проверить свечи зажигания. Если свечи зажигания влажные, но не пахнут бензином, проблема в прокладке головки блока цилиндров. Если двигатель имеет сменные гильзы цилиндров, резиновые уплотнительные кольца могут быть повреждены. При таком повреждении на щупе могут появиться капли воды, а из горловины могут подниматься пузырьки воздуха. Это признак серьёзного повреждения двигателя: необходимо снять головку блока цилиндров и заменить прокладки и уплотнительные кольца.

Если во время движения слышен визжащий звук, немедленно нужно остановиться и проверить, не заблокированы ли колёса. Все колёсные гайки и болты должны быть правильно затянуты. Также нужно проверить, чтобы все стопорные гайки были на месте. Если при повороте раздаётся стук, это может указывать на ослабление рулевой сошки или подшипника рулевой сошки, чрезмерный ход рулевого колеса или несносность рычага рулевого управления. Если при торможении слышен стук, нужно осмотреть затяжку болтов суппорта, так как они могут быть ослаблены. Если при торможении доносится утечка воздуха, нужно заменить тормозные колодки, так как они могут быть изношены. Если слышен скрип на неровной дороге, возможно, ослабли подшипники или пружины передней подвески. Визг колеса может указывать на повреждение пружины или подшипника, удерживающего тормозные колодки на месте.

Водителю нужно внимательно следить за своим автомобилем и делать всё возможное, чтобы быстро исправить проблему. От этого зависит функционирование всех механизмов автомобиля, а также безопасность пассажиров.

Самые главные автоновости — в нашем телеграм-канале

Самое популярное