Расшифровка маркировок японских двигателей

Обзоры24.12.20101

Многие слышали буквенно-цифровые сочетания: 1S-U, 2C-T, CA18S, EJ20 и тому подобные, но не знают что они означают. А ведь по названию японских двигателей можно узнать массу полезной информации. Прочитав эту статью вы узнаете как "расшифровать" эти сочетания букв и цифр.

Двигатели Toyota

Названия тойотовских двигателей достаточно информативны, уступая в этом разве что двигателям Nissan. Итак, в начале названия двигателей Toyota (до тире), первой стоит цифра предназначенная для определения порядкового номера двигателя в серии. Пример: серия двигателей S, двигатели 3S-FE и 4S-FE конструктивно одинаковы (не надо понимать это буквально), но отличаются рабочим объёмом. Тоже самое у 2JZ и 1JZ, 2С и 1С, 4A и 5A и т. д. Причём, необязательно, что чем меньше цифра - тем больше объём двигателя и наоборот, скорее меньшая цифра означает более ранний год разработки.

После цифры идёт буква (тоже идёт до тире), которая обозначает серию двигателей и по сути является главной в названии. Все двигатели серии схожи конструктивно и могут различаться рабочими объёмами, способом наполнения рабочей смесью, годом разработки. Как правило, вся серия обладает какими-то общими достоинствами и недостатками. Пример обозначения серий вы можете увидеть выше. Однако и здесь можно найти кое-какую информацию. Все серии двигателей разработанные с 1990 года и после имеют две буквы в названии. Но не надо путать год начала выпуска конкретной модели двигателя и год начала выпуска новой серии. Пример: двигатели 4A-FSE, 5S-FE, 3C-T (и некоторые другие) были разработаны после 1990 года, но так как они принадлежат к старым сериям A, S и С, то имеют одну букву до тире. А вот представителей серий JZ, NZ, ZZ и других с буквой Z в названии, до 1990 года нет ни одного. Несколько необычно название 3-х литрового дизеля 1KZ-TE (1993 года разработки), ведь его последователь 1KD-FTV (тоже трехлитровый дизель, но 1996 года разработки) имеет букву D в названии. Скорее всего, фирма Toyota с 1996 года решила применять для названий дизелей букву D, а для бензиновых двигателей букву Z.

Буквы, идущие после тире обозначают конструктивные особенности двигателя. Первая буква после тире обозначает конструктивные особенности головки блока и "степень форсировки" двигателя. Если это буква F - то это двигатель стандартного мощностного ряда с 4 клапанами на цилиндр, так называемый High Efficiency Twincam Engine. У таких двигателей привод от ремня или цепи ГРМ имеет только один распределительный вал, второй же распредвал приводится от первого через шестерню (двигатели с так называемой "узкой" головкой блока цилиндров). Примеры: 5A-F, 1G-FE, 5E-FE и т. д.

Если же первой после тире стоит буква G, то это двигатель повышенной степени форсировки, каждый из распределительных валов которого имеет собственный привод от ремня (цепи) ГРМ. Toyota называет эти двигатели - High Performance Engine, и распределительные валы у них приводятся через собственные зубчатые колёса (двигатели с "широкой" головкой блока цилиндров). Все двигатели с буквой G - бензиновые, с электронным впрыском топлива, зачастую с турбонаддувом (механическим нагнетателем). Примеры: 4A-GE (максимальная частота вращения 8000 об/мин), 3S-GE (максимальная частота вращения 7000 об/мин), 1G-GTE (турбонаддув).

Если вы заметили, то двигатели с буквами F и G могут принадлежать к одной серии (например 4A-FE и 4A-GE), это значит, что они разработаны на одной основе (диаметр цилиндров, ход поршня и многое другое - одинаковы), но различаются конструкцией головки блока цилиндров и другими элементами двигателя.

Отсутствие букв F или G после тире означает, что двигатель имеет 2 клапана на цилиндр. Примеры: 1G-EU, 2C, 3A-L, 2L-TE.

Второй после тире (или первой, если двигатель с двумя клапанами на цилиндр) идёт буква несущая различную вспомогательную информацию:

  • T - есть у всех двигателей с турбонаддувом. Примеры: 1G-GTE, 2L-TE.
  • S - двигатель с непосредственным впрыском топлива (в основном это самые современные двигатели, разработки после 1996 года). Примеры: 4A-FSE, 1JZ-FSE.
  • Х - двигатель, предназначенный для работы на гибридном топливе либо используемый в автомобилях гибридными силовыми установками типа ДВС - электродвигатель. Примеры: 1NZ-FXE, 1AZ-FXE.
  • P - двигатель, предназначенный для работы на сжиженном газе. Пример: 3Y-PE.
  • H - особая система впрыска топлива (фирменное обозначение: EFI-D).

Третьей после тире (или первой - второй, если двигатель с двумя клапанами на цилиндр и (или) не относится к категории двигателей, имеющих в названии после тире буквы T, S, X, P, H) идёт буква несущая информацию о способе создания рабочей смеси:

  • E - двигатель с многоточечным электронным впрыском (EFI); для дизельных двигателей это значит, что они с электронно - управляемым топливным насосом высокого давления (ТНВД). Примеры: 5A-FE (бензиновый), 2JZ-FSE (бензиновый), 2L-TE (дизель).
  • i - двигатель с одноточечным (центральным) электронным впрыском (Ci - Central injector). Toyota производила только два таких двигателя: 1S-Fi и его преемник 4S-Fi.
  • V - есть только у вышеупомянутого двигателя 1KD-FTV, что обозначает - пока неизвестно.

Если после тире отсутствуют буквы E, i, V - то это либо карбюраторный бензиновый двигатель (то есть не с электронным впрыском), либо дизель с обычным (механическим) ТНВД. Примеры: 4A-F (карбюраторный); 3С-T (дизель).

Достаточно старые бензиновые двигатели Toyota (разработки до 1988 года) после тире могут иметь буквы U или L, что они означают сказать сложно. Примеры: 1G-EU, 1S-U, 2E-L.

Примеры названий двигателей фирмы Toyota:

  • 5A-FE - бензиновый двигатель с 4 клапанами на цилиндр и "узкой" головкой блока цилиндров, стандартного мощностного ряда, с многоточечным электронным впрыском топлива.
  • 2C-T - дизель с 2 клапанами на цилиндр, турбонаддувом и обычным (механически управляемым) ТНВД.
  • 2JZ-GTE - бензиновый двигатель с 4 клапанами на цилиндр, "широкой" головкой блока цилиндров, турбонаддувом и многоточечным электронным впрыском топлива.

Двигатели Nissan

По названию двигателей Nissan можно сказать гораздо больше, чем по названиям двигателей других фирм. Первые две буквы в названии (у старых бензиновых двигателей, до 1983 года разработки была одна буква) обозначают серию двигателя. Также как и у тойотовских двигателей, двигатели одной серии конструктивно схожи, но могут отличаться системой впрыска топлива, количеством клапанов на цилиндр и т. п. Например CD17 и СD20 идентичны по конструкции, но отличаются рабочим объёмом. Причём, если первой идёт буква V, то это обязательно V-образный двигатель. Если же второй стоит буква D, то это обязательно дизельный двигатель. Далее идёт число, поделив которое на 10 можно получить рабочий объём в литрах. Примеры: CA18DE (бензиновый, рядный, объёмом 1,8 литра), E15S (бензиновый, рядный, объёмом 1,5 литра), RD28 (дизель, рядный, объёмом 2,8 литра), CD20T (дизель, рядный, объёмом 2,0 литра), VG30E (бензиновый, V-образный, объёмом 3,0 литра).

Первая буква после цифр указывает на конструктивные особенности головки блока цилиндров:

  • D - двигатель с 4 клапанами на цилиндр (Twin Cam или DOHC - это просто разные названия одного и того - же, причём разделения как у Toyota на "узкую" и "широкую" головки нет, так как у всех двигателей Nissan распределительные валы имеют самостоятельный привод от ремня или цепи ГРМ). Примеры: SR20Di, RB25DET, GA13DS.
  • V - двигатель с изменяемыми фазами газораспределения и 4 клапанами на цилиндр (аналог систем VTEC Honda или VVTi Toyota). Примеры: SR16VE, SR20VET.

Если после цифр, в названии двигателя Nissan отсутствует буква D или V, то это значит, что двигатель имеет 2 клапана на цилиндр (ОНС). Примеры: RB20E, CD20, VG33E.

Вторая буква после цифр (или первая, если двигатель с 2 клапанами на цилиндр) указывает на способ образования рабочей смеси:

  • E - многоточечный (распределённый) электронный впрыск толива у бензиновых двигателей (фирменное обозначение системы - EGI); в названиях дизельных двигателей Nissan этой буквы нет. Примеры: SR16VE, CA18E, RB25DE.
  • i - одноточечный (центральный) электронный впрыск топлива у бензиновых двигателей (Ci - Central injector); у дизелей эта буква обозначает электронно - управляемый ТНВД и стоит последней (а не второй) в названии двигателя. Примеры: SR18Di (бензиновый), ZD30DDTi (дизель).
  • D - непосредственный электронный впрыск топлива в цилиндр - у бензиновых двигателей (система DI - Direct Input); у дизелей эта буква обозначает что двигатель с неразделёнными камерами сгорания. Как бензиновые, так и дизельные двигатели, с буквой D в названии, были разработаны после 1995 года. Примеры: VQ25DD (бензиновый); ZD30DDTi (дизель).
  • S - карбюраторный двигатель. Примеры: GA15DS, CA18S, E15ST.

В названии двигателя Nissan отсутствуют вышеперечисленные буквы, если это дизельный двигатель с обычным (механическим) ТНВД. Причём все такие двигатели у Nissan были с двумя клапанами на цилиндр и разделёнными камерами сгорания, то есть буквы D после цифр, в любом случае, в названиях этих двигателей нет. Примеры: CD17, TD42T, RD28.

Третья буква после цифр (или первая-вторая) указывает на наличие турбонаддува. Если буква T после цифр есть, то это значит, что такой двигатель с турбонаддувом (именно с газотурбинным наддувом, так как концерн Nissan, двигателей с приводом компрессора наддува от коленчатого вала, в отличие от Toyota, не выпускал). Если же после цифр есть две буквы T, то это двигатель с двумя турбокомпрессорами (Twin Turbo). Примеры: TD42T, RB26DETT, SR20DET, CA18ET.

Четвёртая буква после цифр может быть только у двигателей с двумя турбокомпрессорами (это буква T, пример смотрите выше) или у дизелей с электронно-управляемым ТНВД (буква i, есть на двигателях YD25DDTi и ZD30DDTi).

Примеры названий двигателей фирмы Nissan:

  • CA16S - бензиновый рядный двигатель, рабочим объёмом 1,6 литра, с 2 клапанами на цилиндр (ОНС), карбюратором, без турбонаддува.
  • CD20 - дизельный рядный двигатель, рабочим объёмом 2,0 литра, с 2 клапанами на цилиндр (ОНС), механическим ТНВД, без турбонаддува.
  • VQ30DET - бензиновый V-образный двигатель, рабочим объёмом 3,0 литра, с 4 клапанами на цилиндр (DOHC), многоточечным (распределённым) электронным впрыском топлива и турбонаддувом.
  • YD25DDTi - дизельный рядный двигатель, рабочим объёмом 2,5 литра, с 4 клапанами на цилиндр (DOHC) неразделёнными камерами сгорания, турбонаддувом и электронно - управляемым ТНВД.
  • SR20Di - бензиновый рядный двигатель, рабочим объёмом 2,0 литра, с 4 клапанами на цилиндр (DOHC), центральным (одноточечным) электронным впрыском топлива, без турбонаддува.

Двигатели Mitsubishi

По названиям двигателей Mitsubishi много не скажешь, как и названиям двигателей остальных фирм (естественно, кроме Toyota и Nissan).

Первая цифра в названии двигателя Mitsubishi говорит о количестве цилиндров. Примеры: 4D56; 6G72; 3G83; 8A80.

Следующая буква даёт некоторую информацию о типе двигателя:

  • A или G - бензиновые двигатели (в чём отличие не яcно). Примеры: 4G15, 8A80, 6G72.
  • D - дизель с механически управляемым топливным насосом высокого давления (ТНВД). Примеры: 4D56; 4D55.
  • M - дизель с электронно-управляемым ТНВД. Примеры: 4M40; 4M41.

Последние две цифры указывают на принадлежность двигателя к серии двигателей. Двигатели, имеющие одинаковое название (и соответственно, принадлежащие к одной серии), имеют схожую конструкцию, но могут отличаться по степени форсировки, рабочему объёму, способу наполнения рабочей смесью. Однако, у двигателей 4G13 и 4G15 есть соответствие названия рабочему объёму: у первого он 1,3 литра, а у второго он равен 1,5 литра.

Старые двигатели Mitsubishi (разработки до 1989 года) могли не иметь первой цифры в названии, показывающей количество цилиндров, но зато имели букву в конце (что она означает - не известно), причём названия становились похожими на названия двигателей Suzuki. Пример: G13B (карбюраторный, четырехцилиндровый двигатель с 3 клапанами на цилиндр).

Двигатели Honda

Первая буква в названии хондовских двигателей указывает на принадлежность двигателя к определённой серии. Также как и у остальных японских двигателей, у «Хонды» двигателя одной серии конструктивно схожи, но могут отличаться по степени форсировки, рабочему объёму и другим характеристикам. Примеры: F20B, F18B, D17A, J35A.

Следующие две цифры показывают рабочий объём двигателя, поделив число, состоящее из этих цифр, на 10 получим рабочий объём в литрах. Примеры: D17A (объём двигателя 1,7 литра), D15B (объём двигателя 1,5 литра), E07Z (объём двигателя - 0,66 литра).

Последняя буква (бывают буквы A, B, С, Z) обозначает модификацию двигателя в серии, двигатели с буквой А являются первыми модификациями, затем появляются двигатели с В, последней модификацией становится С. Буква Z применяется только для двигателя E07Z. Примеры: L13A, F22B, B18C.

Старые двигатели Honda имеют название из двух букв, из которого узнать какую - либо информацию невозможно. Пример: ZC (устанавливался на модель Integra вплоть до 2001 года, был как в карбюраторном, так и в инжекторном вариантах).

Двигатели Subaru

Первые одна или две (в большинстве случаев) буквы указывают на принадлежность двигателя к серии двигателей. Все двигатели серии конструктивно схожи, но могут различаться рабочими объёмами, наличием или отсутствием турбонаддува (так, EJ20 может быть как с турбиной, так и без неё) и прочими элементами.

Следующие две цифры показывают рабочий объём двигателя, поделив число, состоящее из этих цифр, на 10 получим рабочий объём в литрах. Примеры: EJ20 (рабочий объём 2,0 литрп), EJ18 (рабочий объём 1,8 литрп), FF12 (рабочий объём 1,2 литрп), EN07 (рабочий объём 0,66 литра), Z22 (рабочий объём 2,2 литра).

Старые двигатели Subaru имели в своём названии две цифры, не имеющие ничего общего с рабочим объёмом. Пример: EA82 (рабочий объём 1,8 литра).

Двигатели Mazda

Система присвоения названий двигателям Mazda весьма запутана.

Двигатели старой разработки имели в своём названии всего две буквы, в новых же двигателях добавились дополнительные буквы, стоящие после тире, кроме того, вместо двух букв в начале, могут стоять буква и цифра или три буквы. Первая буква в названии (как новых, так и старых двигателей) указывает на принадлежность двигателя к определённой серии, двигатели которой могут отличаться рабочим объёмом. Вторая буква указывает на модификацию в серии (например, двигатель с другим рабочим объёмом). Примеры: FP (рабочий объём 1,8 литра), FS (рабочий объём 2,3 литра), RF, ZL, KL-ZE.

Дополнительные буквы после тире (для двигателей последних годов разработки) служат для обозначения конструкции головки цилиндров и способа наполнения цилиндров рабочей смесью.

Первая буква после тире показывает конструктивные особенности головки блока цилиндров:

  • Z или D - два распределительных вала, 4 клапана на цилиндр (DOHC). Примеры: JE-ZE, Z5-DE, KL-ZE.
  • M - 4 клапана на цилиндр с приводом от одного распредвала. Примеры: B3-MI, B5-ME.
  • R - у роторно-поршневого двигателя 13B-REW.

Если после тире отсутствуют буквы Z, D или M, то этот двигатель имеет 2 клапана на цилиндр (это касается только достаточно новых двигателей!). Примеры: FE-E, JE-E, WL-T.

Вторая буква после тире (или первая, если двигатель с 2 клапанами на цилиндр) показывает способ создания рабочей смеси в цилиндрах:

  • E - многоточечный (распределённый) электронный впрыск топлива. Примеры: FE-E, B3-ME
  • I - одноточечный (центральный) электронный впрыск топлива. Пример: B3-MI.

Если после тире отсутствуют буквы E или I, то это дизель с механически управляемым ТНВД. Пример: TWL-T. Буква T после тире говорит о наличии турбонаддува. Примеры: TWL-T, WL-T.

Двигатели Suzuki

Первая буква говорит о серии, к которой принадлежит двигатель. Как и у других японских марок, все двигатели серии схожи конструктивно, но могут иметь разный рабочий объём, систему впрыска, и т. п.

Следующие две цифры показывают рабочий объём двигателя, поделив число, состоящее из этих цифр, на 10 получим рабочий объём в литрах.

Последняя буква в маркировке всех двигателей Suzuki всегда А (смысл её наличия не совсем понятен).

Примеры: K6A (рабочий объём 0,66 литра), K10A (рабочий объём 1,0 литр), J20A (рабочий объём 2,0 литра), H25A (рабочий объём 2,5 литра).

Двигатели Daihatsu

Первые две буквы говорят о серии, к которой принадлежит двигатель. Как и других японских марок, все двигатели серии схожи конструктивно, но могут иметь различную систему впрыска, конструкцию головки цилиндров. Примеры: EF-DET (с турбонаддувом), EF-VE (без турбонаддува).

Следующие после тире буквы говорят о конструктивных особенностях двигателя, но назначение некоторых букв непонятно (например, двигатели HE-EG и HD-EP отличаются только рабочим объёмом). Определённо можно сказать только что буква E означает наличие многоточечного электронного впрыска топлива, а буква T - наличие турбонаддува.

Примеры: K3-VET, K3-VE, HE-EG, HC-E.

Двигатели Isuzu

Первая цифра в маркировке двигателя Isuzu говорит о числе цилиндров двигателя.

Следующие две буквы говорят о принадлежности двигателя к серии. Но при этом, если из этих двух букв, первой стоит V, то значит двигатель V-образный.

Последняя цифра говорит о номере модификации двигателя в серии.

Примеры:

  • 6VE1 - шестицилиндровый V-образный бензиновый двигатель объёмом 3,5 литра
  • 6VD1 - шестицилиндровый V-образный бензиновый двигатель объёмом 3,2 литра
  • 4JX1 - четырехцилиндровый рядный дизельный двигатель объёмом 3,0 литра

http://japancar.pp.ru/info/087.shtml

Обязательно посмотрите: самая страшная дорога России — вот как выглядит федеральная трасса «Колыма» в 2024 году.

Темы: #Двигатели #Техника

Комментарии

Thomasalisy07.11.2017ответить

английские разработки сайтов

Самое популярное