Как не ошибиться при выборе тормозных колодок

11.08.2020

От характеристик и качества тормозных колодок напрямую зависит безопасность движения, поэтому к их выбору стоит подойти ответственно и учесть ряд нюансов.

Первое: выбор под конкретный автомобиль.

Риск: неправильно выбрал = установить невозможно.

Тормозные колодки должны быть предназначены для конкретной марки автомобиля и учитывать конструктивные особенности его тормозной системы, например, дисковые на нем тормоза или барабанные. Если раньше подбор оригинальных деталей и заменителей был уделом профессионалов, то сейчас это может сделать каждый, ведь функционал известных маркетплейсов по продаже автозапчастей позволяет сделать это без проблем. Стоит всего лишь вбить в строке поиска VIN-номер своего авто и система выведет диапазон вариантов. Более подробно можно узнать здесь.

Второе: выбор под конкретный стиль вождения и условия эксплуатации.

Риск: неправильно выбрал = либо не будет ожидаемого эффективного торможения (если колодки слишком мягкие), либо загубишь диск (если колодки слишком жесткие).

Основными частями тормозной колодки являются стальной каркас и фрикцион. Отличия между разными видами тормозных колодок сводятся к способу крепления фрикциона к каркасу, к материалам, из которых произведен фрикцион, а также к рабочей температуре (коэффициенту трения) тормозных колодок.

«Пирог» тормозной колодки в целом выглядит так (www.kotl.ru):

В современных колодках фрикцион крепится к каркасу клеем методом прессования. Прессование бывает холодным и горячим. Горячий пресс считается более надежным, что подтверждается результатам испытаний: у таких колодок выше показатель сопротивления на сдвиг, то есть за счет надежного соединения каркаса и фрикциона в сложный момент они не развалятся.

Основа фрикциона - фрикционная смесь. В зависимости от целевого назначения, смеси делятся на четыре вида, отличающихся содержанием металла: керамика, с низким, средним и высоким содержанием металла. Выбирать те или иные колодки следует исходя из стиля вождения и торможения, а также условий эксплуатации. Так, колодки на фрикционе с низким содержанием металла подойдут для консервативного, спокойного стиля езды на легковом авто в городе, без экстремального торможения. В то время как керамика – выбор тех, кто предпочитает агрессивный стиль езды, жесткое торможение.

Оптимальным решением для большинства владельцев легковых автомобилей в городе являются низкометаллические смеси (low-metallic). Преимуществом этих колодок являются высокие показатели торможения и износостойкости при стабильном коэффициенте трения и минимальной шумности, а также достаточно привлекательная цена, особенно на фоне органических и керамических колодок.

Коэффициент трения – один из ключевых показателей качества тормозных колодок, который ответственный производитель всегда указывает на самой колодке. Чаще всего встречается аббревиатура FF – что означает, кто колодки ведут себя стабильно при разных температурах и интенсивности торможения.

Металлические смеси, как видно из названия, состоят из металла с различными добавками, повышающими прочность и износостойкость. Такие колодки обеспечивают эффективное торможение, но ведут к повышенному износу тормозных дисков или барабанов. Применяются, чаще всего, в спортивных, люксовых автомобилях и тяжелых внедорожниках.

Отсюда вытекают различия в рабочей температуре тормозных колодок. Обычные полуметаллические и низкометаллические колодки рассчитаны на температуру около 300-400 °C, достаточную для повседневной езды по городу и трассе. Керамические колодки, предназначенные для спортивных автомобилей, выдерживают температуру до 900 °C

Поэтому, при выборе колодок необходимо учесть климатические условия эксплуатации машины, стиль вождения, ежегодный пробег.

Если машина используется для размеренной езды в городе, лучше выбрать низкометаллические (low-metallic) или полуметаллические (semi-metallic) колодки. Если предполагается скоростная езда по трассам, то стоит рассмотреть органические или керамические колодки. Если же автомобиль используется как тягач для прицепа, лодки или автодома, то ваш выбор - колодки c повышенным содержанием металла в составе фрикциона, в зависимости от массы машины и прицепа.

Третье: сертификация производства.

Риск: несертифицированное производство = нестабильность качества.

Тормозные колодки должны соответствовать следующим стандартам качества: ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009, ГОСТ ISO 9001-2020. Также, качество тормозных колодок должно быть подтверждено сертификатами EAC, а также результатами испытаний в ФГУП «НАМИ» (Государственный научный центр РФ). Это позволяет подтвердить качество товара установленным требованиям и, соответственно, защитить права потребителей от приобретения некачественных изделий.

Четвертое: цена.

На один и тот же автомобиль подходит множество тормозных колодок, цены на которые могут отличаться в несколько раз. Если сравнивать стоимость колодок сопоставимого качества, то необходимо понимать, что на цену также влияют такие факторы как:

- место производства – в России производить колодки как минимум на 30% дешевле, чем привозить их из-за рубежа (поскольку таможенные платежи и расходы на доставку не влияют на стоимость продукции, плюс ниже затраты на производство);

- известность бренда – не секрет, что для поддержания известности любого бренда необходимо вкладывать значительные средства в рекламу и PR, и это тоже заложено в стоимость

- комплектация – тормозные колодки с расширенной комплектацией (+смазка, + датчики, + противошумная пластина и т.д.) стоят дороже, т.к. за каждый дополнительный компонент тоже надо платить.

Пятое: гарантия производителя.

Выбирайте только те тормозные колодки, на которые действует гарантия производителя. Это ваша финансовая защита от потерь в случае производственного брака, которую берет на себя производитель.

Руководствуясь этими правилами, вы всегда сможете выбрать качественные тормозные колодки, ведь на безопасности движения не стоит экономить.

Самые главные автоновости — в нашем телеграм-канале

Самое популярное