8 легендарных мотоциклов СССР

17.02.2020

В жизни жителей СССР мотоциклы играли важную роль. Во времена дефицита, когда личный автомобиль был роскошью и редкостью, мотоцикл был единственным (велосипед в расчет не берем) средством передвижения. Мотоциклы ИЖ, Восход, Ковровец – транспортные средства, на которых ездили на отдых, забирали детей из роддома и ездили на свидания. Современные байкеры редко сталкиваются с мотоциклами советского производства. Вспомним восемь моделей, получивших наибольшее признание.

Л-300 «Красный Октябрь»

Он стал первым советским мотоциклом, выпускавшимся серийно. Его чертежи были созданы ленинградскими конструкторами в 1930, в качестве основы был взят немецкий DKW Luxus 300 - надежный немецкий байк. Первая партия советских Л-300 увидела свет осенью того же года. Они выпускались на протяжении 8 лет и послужили основой для создания ИЖ-8. Параллельно с ленинградским «Красным Октябрем» данную модель выпускали в Ижевске, там она называлась ИЖ-7.

М-72

Эта модель получила наибольшее распространение в Красной армии в 41-45 годах, его конструкция была списана с BMW R71, которым комплектовался Вермахт. На протяжении 5 военных лет М-72 перевозили солдат, вооруженных легкими минометами и пулеметами. В послевоенное время М-72 стали основным транспортом советской милиции, гражданские лица получили возможность приобретать этот байк лишь в 1954.

Последние экземпляры М-72 покинули заводские цеха только в 1960, а в начале двухтысячных эти байки заказала гвардия Хуссейна. Только воспользоваться заказом она не успела, поэтому технику реализовали среди гражданских лиц. М-72 не стал первым армейским мотоциклом, его предшественниками, в хронологическом порядке, были:

  • ПМЗ-А-750;
  • ТиЗ-АМ-600.

Минск М1А

Эта модель стала первенцем минского Мотовелозавода, его «прародителем» был немецкий DKW RT125. Исходная модель была настолько удачной, что впоследствии ее выпускали в 7 странах, в том числе Японии, Англии и США. Благодаря своей простоте и неприхотливости «минскач» завоевал заслуженное признание мотолюбителей Союза.

ИЖ Планета Спорт

Первый байк со спортивным характером выпущен в Союзе в 1973. В нем ясно просматривались черты японских мотоциклов того времени, что выделяло его среди предшественников, создававшихся по подобию немецких байков. Ни один из советских мото того времени не мог достичь 140 км/ч, которые мог развить Планета Спорт. Хорошее качество сборки способствовало хорошим продажам этой модели в Финляндии, Англии и Нидерландах.

Восход

Их собирали в Коврове, байки этой марки были очень неприхотливыми. Завод постоянно проводил работы по модернизации модели, позднее начали выпускаться Восходы с индексами 2, 3, 3М, последним стал Восход 3М-01. Ковровские мотоциклы тысячами разошлись по советским деревням и стали настоящими тружениками.

М-62

В 50-60х годах советская милиция использовала продукцию Ирбитского мотоциклетного завода. Четырехтактный мотор М-62 развивал 28 л. с. Примечательно, что гражданским лицам эксплуатировать Уралы (в отличие от блюстителей порядка) без колясок запрещалось – модель была достаточно непростой в управлении.

ИЖ Планета

Ижевский завод приступил к выпуску Планеты в 1962, это была принципиально новая модель. Она дала начало целой серии, последний мотоцикл (ИЖ Планета 7) из этого семейства перестал выпускаться только в 2008 году.

Jawa 360

В 70-х на чешских мотоциклах передвигался каждый третий мотоциклист (суммарно в СССР было поставлено порядка 1 миллиона байков различных модификаций). Модель с индексом 360 заслуженно считается самой красивой. Сейчас особенно ценятся модели с коляской, которая изготавливалась из стеклоткани. Именно в такой коляске Семен Семенович Горбунков ехал на рыбалку в фильме «Бриллиантовая рука».

Самые главные автоновости — в нашем телеграм-канале

Самое популярное