Как создавали «Москвич-400», первый народный автомобиль в СССР

29 ноября 2019Олег Жуковфото AutoWP.ru, Pastvu.com

В 1946 году в Советском Союзе запустили производство сразу нескольких новых автомобилей: «Победы», грузовика ГАЗ-51 и, наконец, народного «Москвича-400».

Долгий путь к конвейеру

Советское партийное руководство ещё в 1930-е годы прошлого столетия, глядя на опыт западных соседей, пришло к выводу, что стране необходим автомобиль, так сказать, для «индивидуального пользования». Правда, советский посыл отличался от европейского и американского. Если там, за бугром, машина рассматривалась как проявление свободы, то в Союзе посчитали, что «стальной конь» станет хорошим «тренажёром» для получения водительских навыков. А пригодиться они могли как в мирное время, так и на войне.

Автомобиль КИМ-10-50

Автомобиль КИМ-10-50

Создание «народной» машины поручили заводу Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), который впоследствии превратиться в МЗМА. И в 1940 году стартовало мелкосерийное производство модели КИМ-10, которую создали на основе автомобиля Ford Prefect. Но дальше дело не пошло. По одной из версий, сначала машина не понравилась Сталину, поскольку являлась двухдверной, а потом началась Великая Отечественная война и о «народном автомобиле» пришлось забыть.

К этому вопросу вернулись в 1945 году. Иосифу Виссарионовичу показали четрыхдверный седан КИМ-10-52 и немецкий Opel Kadett K38. Вождь выбрал «немца», велев его копировать и запустить в июле 1946 года.

Четырёхдверный Opel Kadett

Четырёхдверный Opel Kadett

Задача оказалась невыполнимой. Дело в том, что после победы СССР имел права на использование немецкого промышленного оборудования в Германии. Например, находящегося на заводе в городе Рюссельсхайм — там как раз и собирали «Опели». Правда, толку от оборудования практически не было, поскольку в годы войны предприятие переквалифицировалось на выпуск авиационных деталей. Но главная проблема заключалась в том, что британцы разбомбили завод.

После долгих поисков удалось найти тайники, а в них — документацию по производству шасси и кузова модели Kadett K38 в двухдверном варианте (эта модель являлась самой ходовой в довоенный период). А вот обнаружить хоть какие-нибудь чертежи силовых агрегатов не вышло.

Двухдверный Opel Kadett

Двухдверный Opel Kadett

Так у советских инженеров в распоряжении была часть документации и несколько живых «Кадетов». И из этого «богатства» им требовалось создать первый массовый автомобиль СССР. Можно, конечно, было обратиться за помощью к заокеанским коллегам из концерна General Motors, который выкупил Opel ещё в 1929 году, но после войны отношения между недавними союзниками резко испортились. Поэтому просить о помощи не стали.

Собственных сил советским специалистам не хватало, и к созданию автомобиля решили подключить самих немцев. И, как показало время, этот ход сработал. Германские мастера из бюро в Шварценберге сумели создать и сам четырехдверный кузов, и шаблоны для штампов, и другие части «Опеля». А инженеры из берлинской конторы сумели воссоздать нижнеклапанный мотор с чугунным блоком и баббитовыми подшипниками.

На просторах Союза

По официальной версии, первый «Москвич-400» собрали 4 декабря 1946 года. Автомобиль был очень тепло принят советскими людьми. Большую роль сыграли прогрессивные решения в конструкции «Москвича»: независимая подвеска типа Дюбонне, несущий кузов, гидравлические тормоза, алюминиевые поршни мотора, а также стеклоочиститель с механическим приводом от распредвала силового агрегата. А вот указателей поворотов не было, поскольку в те времена они еще не считались чем-то обязательным.

Москвич-400-420

Москвич-400-420

В 1947 году, когда Москва праздновала 800-летие, предприятие выпустило юбилейную партию легковушек. От стандартной версии они отличались аккуратным геральдическим щитом, размещенным на капоте с левой стороны.

Отправка продукции МЗМА, 1951 год

Отправка продукции МЗМА, 1951 год

Постепенно «Москвич» получал улучшения. Сначала инженеры оснастили машину синхронизаторами на третьей и четвертой передачах, затем переместили рычаг коробки передач на рулевую колонку, после — усилили подшипники в заднем мосту. Ряд инноваций получил и силовой агрегат. Главное изменение — увеличение мощности с 23 до 26 «лошадок». Модель, получившая модернизированный двигатель, стала называться «Москвич-401-420».

Москвич-401-420

Москвич-401-420

Сам по себе «Москвич» оказался настолько удачным, что на его базе вскоре сделали фургон «Москвич-400-422», медицинский автомобиль «Москвич-400М» и даже кабриолет «Москвич-400-420А». С самого начала серийного производства модели был налажен экспорт: сперва машины отправляли в Финляндию, а затем география расширилась, охватив еще Албанию, Польшу и Китай.

Фургон Москвич-400-422

Фургон Москвич-400-422

Автомобиль для народа

В конце 1940-х — начале 1950-х годов прошлого столетия «Москвич» стоил дорого, около 8 тысяч рублей. Но за ту же «Победу» просили ровно в два раза больше. А ГАЗ-12 и вовсе стоил фантастические 40 тысяч рублей! Так что на «четырехсотого» вполне мог накопить даже простой труженик: средняя зарплата в те времена составляла примерно 550–600 рублей.

Москвич-400 в Тюменской области

Москвич-400 в Тюменской области

На боевом посту «Москвич-400» находился девять лет. За это время выпустили 247 439 машин разных модификаций, около 20 тысяч из них ушли на экспорт. Последний «Москвич» сошел с конвейера 20 апреля 1956 года. На этом история первого «народного автомобиля» и закончилась. Настало время других героев.

Темы: История Москвич Москвич-400

Смотрите также:

Комментарии

Щутник 29 ноября 2019ответить

История...

Макс 30 ноября 2019ответить

А 401 тоже ведь?

гость сайта 30 ноября 2019ответить

Читал где-то, что к эскизам того самого Опеля, что стал прототипом Москвича, приложил руку лично фюрер...

Владимир 1 декабря 2019ответить

Купили Москвич 401 в августе 1953г.(в очереди стояли больше года). Он стоил 9000р. Победа 16000р. ЗИМ 40000р. Подфарников, как на фото не было.Электро оборудование 6 В.Аккумулятор 60 А.ч.Не было печки.Зимой ездить было практически невозможно (от обмерзания протирали стекло солью). Плохо заводился(холодный). Крейсерская скорость была 50км/ч.Максимальная 90км/ч.(до нее надо было разгоняться минут 5). Очень неудобный багажник(через откидывающуюся заднюю спинку). Плохие были передние тормоза(один цилиндр: юз не получался). Проездив на нем 6лет(50000км),пересел на Победу.Это была совсем другая машина.

Александр 1 декабря 2019ответить

Со всем согласен ! Так и было. могу добавить, что с мягким верхом

стоил 6000р. Говорили, что И.В. Сталин при просмотре в Кремле сказал :

"Дороговат для простого труженика". И тогда сделали с мягким верхом.

"Победа" с мягким верхом стоила 15 000 р., говорили, что очереди

на неё не было.

Николай 1 декабря 2019ответить

Спасибо. Как это интересно было читать. Представляете - выпуск машины прекратили 20.04.56, а я, родился через 19 дней - 09.05.56 г. Испугались? Водитель с 30-летним стажем.

Николай Анатольевич 1 декабря 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Владимир

Круто. С завистью белой прочитал ваши воспоминания об автомобилях! Вы- молодец!

Николай Анатольевич 1 декабря 2019ответить

Вот бы ещё, что нибудь интересного из мира давно ушедших авто - наших, почитать. Не всем же известны истории развития наших российских- советских автомобилей. Одно дело прочитать сухую справку из энциклопедии и совсем другое дело услышать живую историю в воспоминаниях людей причастных по времени к этим авто. Скоро их - людей истории не будет. С ними уйдут и очень важные личные воспоминания. Делитесь. Для современных молодых людей это очень важно.

Валерий Валерьевич 1 декабря 2019ответить

Только первым для народа был довоенный КИМ, стать массовым который не успел из-за войны.

Сергей Борисович 1 декабря 2019ответить

Фургон 400-422 выпускался в военной версии как обслуживающие самолеты машины на аэродромах.В 50-е годы рядом с нашим домом располагалась рембаза с площадкой консервации.На ней стояли на колодках буквально сотни таких москвичей с выбеленными колесами.А потом пришел кукурузник хрущ,и все это уничтожили.

Юрий 1 декабря 2019ответить

Часто вспоминаю,что первый раз мне дали по настоящему порулить именно на 401 москвиче.Мне было лет12...Никак не мог удержать колею на пустынном асфальте...Очень забавно вспоминать как мы её заводили зимой,проливая кипятком радиатор и паяльной лампой.Печки не было,ЖУть...Но была очень ПРоста в обслуге.

Перепив пива 2 декабря 2019ответить

Эх Россия ты Россия.Как была лапотной так и осталась.Ничего сами придумать как не могли так и не можем.Можем только перебрать, своровать,в лучшем случае купить.

Деда Жора 2 декабря 2019ответить

А откуда Взялась четвертая передача?

Василич 2 декабря 2019ответить

На таком Москвиче в 1957 году я,двенадцатилетним мальчишкой,научился вождению.Сам ездил по посёлку и по округе.ГАИ были в городе Осинники и до города 10 км за рулём сидя на подушке вёл машину я,а по городу мой отец!Так я с 12-ти лет управляю авто.

Щутник 2 декабря 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Валерий Валерьевич

Первым для народа был автомобиль (история умалчивает его марку и модель))), который первым был СВОБОДНО продан!!! Без очередей, без связей и без блата! И это относится к началу 90-х... Вот тогда автомобиль и стал народным!

Владимир 4 декабря 2019ответить

Автор заголовок Народный автомобиль предполагает , что на нём весь народ в нашем благословенном отечестве разъезжал.

Евгений 5 декабря 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Перепив пива

Не было у нас времени в 20 веке создавать, что лмбо кроме вооружения. Но танки, самолёты были наши, потом пошли ракеты. И не надо хулить отечество, которое тебе дало всё.

Евгений 5 декабря 2019ответить

ответ на комментарий пользователя Владимир

Народный автомобиль. это тот который доступный прежде всего по цене.Мой отец, работая простым столяром на судоремонтном заводе рассказывал, что мог свободно купить такой в магазине за полугодовую зарплату. Сейчас много таких людей. которые финансово могут себе позволить купить себе машину, но этот вид провождения времени их не интересует. Так что Ваше определение народного автомобиля не совсем правильно.

Анатолий 7 декабря 2019ответить

Мой отец приобрел Москвич-400 (с откидывающимся верхом) в 1950 г. Семья тогда жила в Грузии и летом отец часто откидывал верх. Однажды в деревне в машине разместились двое взрослых и десять детей, сидели даже на спинке заднего сиденья. Ездить по горам с двигателем 23 л.с. было непросто, временами приходилось останавливаться, чтобы охладить мотор. Я был рослым пацаном и в 7 лет меня впервые отец посадил за руль, это было конечно за городом. Зато к своему совершенолетию я отлично управлял машиной. И не только управлял, но и мог отремонтировать ходовую часть, тормоза, карбюратор. Продали Москвич уже после смерти отца в 1983 г. за 650 рублей. С учетом деноминации 1961 года - по цене купленного в 1950 г. Москвич был на полном ходу (узнать бы его дальнейшую судьбу). За 33 года автомобиль проехал около 200 тыс. км. Техническое обслуживание проводили обычно летом своими силами. Двигатель на десятом году капитально отремонтировали, а на двадцатом году заменили на более мощный (45 л.с.). Такая история Москвича-400 - члена нашей семьи!

Популярное на сайте

Сейчас обсуждают:

строительное проектирование - обработка деревянных конструкций, испытания электролаборатории…

каталог проституток - услуги бдсм москва, снять проститутку в москве

Спешу сообщить всем моим друзьям и единомышленникам что в целях борьбы с ненавистным кексикам я по пятницам меняю ник на…

Вот до чего Зеленский страну довёл)

Следует читатьИмея много денег не купишь.

Не знаю кто писал про совок,но насчёт машин написано всё верно.Мало того что техника была просто уродлива и морально уст…