Как создавали «Москвич-400», первый народный автомобиль в СССР

Обзоры29.11.201949

В 1946 году в Советском Союзе запустили производство сразу нескольких новых автомобилей: «Победы», грузовика ГАЗ-51 и, наконец, народного «Москвича-400».

Долгий путь к конвейеру

Советское партийное руководство ещё в 1930-е годы прошлого столетия, глядя на опыт западных соседей, пришло к выводу, что стране необходим автомобиль, так сказать, для «индивидуального пользования». Правда, советский посыл отличался от европейского и американского. Если там, за бугром, машина рассматривалась как проявление свободы, то в Союзе посчитали, что «стальной конь» станет хорошим «тренажёром» для получения водительских навыков. А пригодиться они могли как в мирное время, так и на войне.

Автомобиль КИМ-10-50

Автомобиль КИМ-10-50

Создание «народной» машины поручили заводу Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), который впоследствии превратиться в МЗМА. И в 1940 году стартовало мелкосерийное производство модели КИМ-10, которую создали на основе автомобиля Ford Prefect. Но дальше дело не пошло. По одной из версий, сначала машина не понравилась Сталину, поскольку являлась двухдверной, а потом началась Великая Отечественная война и о «народном автомобиле» пришлось забыть.

К этому вопросу вернулись в 1945 году. Иосифу Виссарионовичу показали четрыхдверный седан КИМ-10-52 и немецкий Opel Kadett K38. Вождь выбрал «немца», велев его копировать и запустить в июле 1946 года.

Четырёхдверный Opel Kadett

Четырёхдверный Opel Kadett

Задача оказалась невыполнимой. Дело в том, что после победы СССР имел права на использование немецкого промышленного оборудования в Германии. Например, находящегося на заводе в городе Рюссельсхайм — там как раз и собирали «Опели». Правда, толку от оборудования практически не было, поскольку в годы войны предприятие переквалифицировалось на выпуск авиационных деталей. Но главная проблема заключалась в том, что британцы разбомбили завод.

После долгих поисков удалось найти тайники, а в них — документацию по производству шасси и кузова модели Kadett K38 в двухдверном варианте (эта модель являлась самой ходовой в довоенный период). А вот обнаружить хоть какие-нибудь чертежи силовых агрегатов не вышло.

Двухдверный Opel Kadett

Двухдверный Opel Kadett

Так у советских инженеров в распоряжении была часть документации и несколько живых «Кадетов». И из этого «богатства» им требовалось создать первый массовый автомобиль СССР. Можно, конечно, было обратиться за помощью к заокеанским коллегам из концерна General Motors, который выкупил Opel ещё в 1929 году, но после войны отношения между недавними союзниками резко испортились. Поэтому просить о помощи не стали.

Собственных сил советским специалистам не хватало, и к созданию автомобиля решили подключить самих немцев. И, как показало время, этот ход сработал. Германские мастера из бюро в Шварценберге сумели создать и сам четырехдверный кузов, и шаблоны для штампов, и другие части «Опеля». А инженеры из берлинской конторы сумели воссоздать нижнеклапанный мотор с чугунным блоком и баббитовыми подшипниками.

На просторах Союза

По официальной версии, первый «Москвич-400» собрали 4 декабря 1946 года. Автомобиль был очень тепло принят советскими людьми. Большую роль сыграли прогрессивные решения в конструкции «Москвича»: независимая подвеска типа Дюбонне, несущий кузов, гидравлические тормоза, алюминиевые поршни мотора, а также стеклоочиститель с механическим приводом от распредвала силового агрегата. А вот указателей поворотов не было, поскольку в те времена они еще не считались чем-то обязательным.

Москвич-400-420

Москвич-400-420

В 1947 году, когда Москва праздновала 800-летие, предприятие выпустило юбилейную партию легковушек. От стандартной версии они отличались аккуратным геральдическим щитом, размещенным на капоте с левой стороны.

Отправка продукции МЗМА, 1951 год

Отправка продукции МЗМА, 1951 год

Постепенно «Москвич» получал улучшения. Сначала инженеры оснастили машину синхронизаторами на третьей и четвертой передачах, затем переместили рычаг коробки передач на рулевую колонку, после — усилили подшипники в заднем мосту. Ряд инноваций получил и силовой агрегат. Главное изменение — увеличение мощности с 23 до 26 «лошадок». Модель, получившая модернизированный двигатель, стала называться «Москвич-401-420».

Москвич-401-420

Москвич-401-420

Сам по себе «Москвич» оказался настолько удачным, что на его базе вскоре сделали фургон «Москвич-400-422», медицинский автомобиль «Москвич-400М» и даже кабриолет «Москвич-400-420А». С самого начала серийного производства модели был налажен экспорт: сперва машины отправляли в Финляндию, а затем география расширилась, охватив еще Албанию, Польшу и Китай.

Фургон Москвич-400-422

Фургон Москвич-400-422

Автомобиль для народа

В конце 1940-х — начале 1950-х годов прошлого столетия «Москвич» стоил дорого, около 8 тысяч рублей. Но за ту же «Победу» просили ровно в два раза больше. А ГАЗ-12 и вовсе стоил фантастические 40 тысяч рублей! Так что на «четырехсотого» вполне мог накопить даже простой труженик: средняя зарплата в те времена составляла примерно 550–600 рублей.

Москвич-400 в Тюменской области

Москвич-400 в Тюменской области

На боевом посту «Москвич-400» находился девять лет. За это время выпустили 247 439 машин разных модификаций, около 20 тысяч из них ушли на экспорт. Последний «Москвич» сошел с конвейера 20 апреля 1956 года. На этом история первого «народного автомобиля» и закончилась. Настало время других героев.

Самая страшная дорога России: вот как выглядит федеральная трасса «Колыма» в 2024 году.

Олег ЖуковФото AutoWP.ru, Pastvu.com

Темы: #История #Москвич #Москвич-400

Комментарии

Щутник29.11.2019ответить

История...

владимир 16.12.2019ответить

Очень жаль что угробили неплохую в общем то машинку.Я проездил на ней с 1973 года по 2019г. и продал в хорошем состоянии из за своего возраста мне 80.Ни разу за эти годы не пришлось приехать домой на веревке.Всегда находил способ чтобы не случилось доехать своим ходом.Что и считаю особым достоинством конструкции данного автомобиля.Угробили же его как обычно под лозунгом "хотели как лучше"вроде как хотели с экономить т.е.поставили более дешевое железо, перестали делать антикоррозионное покрытие т.е.красили по голому железу это я про М2141 -результат- машина сгнивала за один сезон.Ну и кто будет брать такую машину? Примерно также под хорошие лозунги прикончили и авиационный и все машиностроительные заводы.

Макс30.11.2019ответить

А 401 тоже ведь?

гость сайта30.11.2019ответить

Читал где-то, что к эскизам того самого Опеля, что стал прототипом Москвича, приложил руку лично фюрер...

Гена 07.02.2020ответить

Неудивительно. фюрер был художник. Только то был не опель, а фольксваген Жук. Хотя возможно он и к Опелю прикладывался

Владимир01.12.2019ответить

Купили Москвич 401 в августе 1953г.(в очереди стояли больше года). Он стоил 9000р. Победа 16000р. ЗИМ 40000р. Подфарников, как на фото не было.Электро оборудование 6 В.Аккумулятор 60 А.ч.Не было печки.Зимой ездить было практически невозможно (от обмерзания протирали стекло солью). Плохо заводился(холодный). Крейсерская скорость была 50км/ч.Максимальная 90км/ч.(до нее надо было разгоняться минут 5). Очень неудобный багажник(через откидывающуюся заднюю спинку). Плохие были передние тормоза(один цилиндр: юз не получался). Проездив на нем 6лет(50000км),пересел на Победу.Это была совсем другая машина.

Николай Анатольевич 01.12.2019ответить

Круто. С завистью белой прочитал ваши воспоминания об автомобилях! Вы- молодец!

Влад Добро 26.12.2019ответить

В 1950 году мой отец, капитан Советской армии, служа в г.Горьком купил Победу М-20 бежевого цвета (тогда назывался "кофе с молоком") за 12500 рублей!!!

Александр01.12.2019ответить

Со всем согласен ! Так и было. могу добавить, что с мягким верхом

стоил 6000р. Говорили, что И.В. Сталин при просмотре в Кремле сказал :

"Дороговат для простого труженика". И тогда сделали с мягким верхом.

"Победа" с мягким верхом стоила 15 000 р., говорили, что очереди

на неё не было.

Николай01.12.2019ответить

Спасибо. Как это интересно было читать. Представляете - выпуск машины прекратили 20.04.56, а я, родился через 19 дней - 09.05.56 г. Испугались? Водитель с 30-летним стажем.

Yuriy Rokotyanskiy 24.12.2019ответить

!960 г.р. - стаж 40 лет. Страшно?

Николай Анатольевич01.12.2019ответить

Вот бы ещё, что нибудь интересного из мира давно ушедших авто - наших, почитать. Не всем же известны истории развития наших российских- советских автомобилей. Одно дело прочитать сухую справку из энциклопедии и совсем другое дело услышать живую историю в воспоминаниях людей причастных по времени к этим авто. Скоро их - людей истории не будет. С ними уйдут и очень важные личные воспоминания. Делитесь. Для современных молодых людей это очень важно.

Валерий Валерьевич01.12.2019ответить

Только первым для народа был довоенный КИМ, стать массовым который не успел из-за войны.

Щутник02.12.2019ответить

Первым для народа был автомобиль (история умалчивает его марку и модель))), который первым был СВОБОДНО продан!!! Без очередей, без связей и без блата! И это относится к началу 90-х... Вот тогда автомобиль и стал народным!

Сергей Борисович01.12.2019ответить

Фургон 400-422 выпускался в военной версии как обслуживающие самолеты машины на аэродромах.В 50-е годы рядом с нашим домом располагалась рембаза с площадкой консервации.На ней стояли на колодках буквально сотни таких москвичей с выбеленными колесами.А потом пришел кукурузник хрущ,и все это уничтожили.

Юрий01.12.2019ответить

Часто вспоминаю,что первый раз мне дали по настоящему порулить именно на 401 москвиче.Мне было лет12...Никак не мог удержать колею на пустынном асфальте...Очень забавно вспоминать как мы её заводили зимой,проливая кипятком радиатор и паяльной лампой.Печки не было,ЖУть...Но была очень ПРоста в обслуге.

Перепив пива02.12.2019ответить

Эх Россия ты Россия.Как была лапотной так и осталась.Ничего сами придумать как не могли так и не можем.Можем только перебрать, своровать,в лучшем случае купить.

Евгений 05.12.2019ответить

Не было у нас времени в 20 веке создавать, что лмбо кроме вооружения. Но танки, самолёты были наши, потом пошли ракеты. И не надо хулить отечество, которое тебе дало всё.

Деда Жора02.12.2019ответить

А откуда Взялась четвертая передача?

Василич02.12.2019ответить

На таком Москвиче в 1957 году я,двенадцатилетним мальчишкой,научился вождению.Сам ездил по посёлку и по округе.ГАИ были в городе Осинники и до города 10 км за рулём сидя на подушке вёл машину я,а по городу мой отец!Так я с 12-ти лет управляю авто.

Владимир04.12.2019ответить

Автор заголовок Народный автомобиль предполагает , что на нём весь народ в нашем благословенном отечестве разъезжал.

Евгений 05.12.2019ответить

Народный автомобиль. это тот который доступный прежде всего по цене.Мой отец, работая простым столяром на судоремонтном заводе рассказывал, что мог свободно купить такой в магазине за полугодовую зарплату. Сейчас много таких людей. которые финансово могут себе позволить купить себе машину, но этот вид провождения времени их не интересует. Так что Ваше определение народного автомобиля не совсем правильно.

Анатолий07.12.2019ответить

Мой отец приобрел Москвич-400 (с откидывающимся верхом) в 1950 г. Семья тогда жила в Грузии и летом отец часто откидывал верх. Однажды в деревне в машине разместились двое взрослых и десять детей, сидели даже на спинке заднего сиденья. Ездить по горам с двигателем 23 л.с. было непросто, временами приходилось останавливаться, чтобы охладить мотор. Я был рослым пацаном и в 7 лет меня впервые отец посадил за руль, это было конечно за городом. Зато к своему совершенолетию я отлично управлял машиной. И не только управлял, но и мог отремонтировать ходовую часть, тормоза, карбюратор. Продали Москвич уже после смерти отца в 1983 г. за 650 рублей. С учетом деноминации 1961 года - по цене купленного в 1950 г. Москвич был на полном ходу (узнать бы его дальнейшую судьбу). За 33 года автомобиль проехал около 200 тыс. км. Техническое обслуживание проводили обычно летом своими силами. Двигатель на десятом году капитально отремонтировали, а на двадцатом году заменили на более мощный (45 л.с.). Такая история Москвича-400 - члена нашей семьи!

николай10.12.2019ответить

.1964г..с группой школьников приехали Ленинград..Отстал от экскурсии..где то около Разлива..проголосовал.остановился-."Москвич"..и Милые. добрые ленинградцы..Довезли..напоили чаем..Хорошие люди..Хорошая машина.

starichok7712.12.2019ответить

в основонм почти все модели у кого то "стибрили", или купили уже снятую с производства, как допустим москвич 2141, или волгу сайбер...

Serge alleksov 15.02.2020ответить

Нв не переживай ты так здоровье подорвёшь.Лучше,изобрети чего-нибудь сам.или слабо?

Тохтамыш16.12.2019ответить

Как создавался? После войны СССР вывез из Германии свыше 2000 фабрик и заводов со всем оборудованием и документацией. Вот так и возник этот автомобиль. А больше никак.

Jirka20.12.2019ответить

В том то и дело,только орудия убийства,уничтожения было СВОЕ!!!А для людей-Х..Так и не научились славяне делать качественные автомобили,так,ведра с гайками...Красть,красть...КОНКОРД-ТУ-144.ШАТТЛ-Буран.

sergei41921.12.2019ответить

На М-401 стояла трёхступенчатая КПП фирмы DKV, сначала с кулисой на коробке, а позднее на рулевой колонке. Электрооборудование на 6 вольт с + на массу.

Игорь01.01.2020ответить

Мой отец купил такой москвич в 1954 году за 8000 рублей с рук с после небольшой аварии. Восстановил и мы на нем ездили до 1961 года когда был куплен новый Москвич-407. А в памяти осталось достаточно большой просвет, колеса узенькие как сейчас на велосипедах-болотниках, бензин А-66 и слабенький двигатель который с трудом тянул машину по бездорожью в Комсомольске на Амуре. Серый салон и серый цвет машины и отдельная педалька стартера и ножная кнопка переключателя света ближний-дальний

Николай Н02.01.2020ответить

Здравствуйте! В 1980-х годах мне рассказывал пенсионер Кузнецкого Металлургического Комбината (КМК) о том, как он купил в общем не напрягаясь М401, продав мотоцикл с коляской и добавив. Тогда рабочие в выходные дни тоже ездили на пикники за город. Однажды он с бригадой сели сняв спинку заднего сиденья трое ногами вперед, трое ногами назад, на ноги к ним легли по 1 человеку (на каждую тройку), впереди вместе с водителем тоже трое. Всего 11 чел. Поехали. Какие-то деревенские хулиганы решили остановить машину, протянули поперек дороги проволоку. Москвич остановился, и вышло 11 человек. Хулиганы вынуждены ретироваться. Хотите верьте, но слышал рассказ своими ушами...

Патриот05.01.2020ответить

На протяжении всей советской власти купить любую автомашину было сложно.Даже, если вы при деньгах.Дефицит. "Горцы"и торговцы готовы были платить две цены за одну.Особенно,когда пошли жигули.Народный автомобиль, это возможность материальная и реальная среднестатическому работнику купить авто за годовую зарплату, хотя бы в течение полугода со дня подачи заявки.Обычно авто распределялись профсоюзной организацией Две три машины в год на сотню желающих.

Геннадий10.01.2020ответить

Небольшой сибирский шахтерский городок 57 или 58-ой год. Мне восемь лет и мы с соседом по коммунальной квартире дядькой Сенькой ремонтируем очередной раз его недавнее приобретение ТРЕХКОЛЕСНУЮ инвалидку с мотоциклетным еще рулем. И вот после стопятьдесяттретьего рывка ручки- заводилки , мотор наконец-то дико взревел,да так что в окрестных домах подумали, что взлетает бомбардировщик, тем более, что дыму было столько , что не знающий человек подумал бы , что тайга горит.Дядька Сенька нещадно газуя почти на ходу, теряя ключи заскакивает в свой кабриолет , мне кричит догоняй и садись ибо ежели остановиться кабриолет опять надолго заглохнет. И вот мы счастливые от того что смогли оживить безнадежного мертвеца мчимся к шахте(около трех км.) ,доезжаем до комбината и намертво глохнем. Назад нас редко кто соглашался дотянуть . поэтому как правило наш кабриолет мы толкали руками. После такого променада у моего соседа недели на две пропадало желание прокатиться , но "бензин в крови" и у него и у меня побеждал и мы опять брались за нашу ласточку и опять все повторялось. Вскоре меня сосед -начальник взял с собой прокатиться на личном легковой машине , у него тогда был Москвич 403. Никакие самолеты меня потом так не впечатлили как этот первый в моей жизни НАСТОЯЩИЙ легковой автомобиль.

Крым20.01.2020ответить

Было жаль,когда в 90-е малолетки разбивали вКАЖДОМ дворе Севастополя М-400,401 А после сноса гаражей 2015- 2018г-опять.Дегенераты тогда много сожгли 401-Х и"Побед".Один-401й сейчас разбитый на стоянке возле ТЦ"Апельсин",сожженный-в "МК-35БЕРЕГОВАЯ БАТАРЕЯ",на СапунГоре-кузов.А остальные десятки тех 401х-в чермете. Жаль,ведь это история...

woltimus21.01.2020ответить

В начале 80-х был дефицит машин и я купил Москвич 401 за тысячу двести ,на ходу.Мотор стоял уже "мощный" от Москвич-408 и действительно,80 по городу легко .А заводить утром приходилось так ,в виду того .что к утру старый аккумулятор садился почти почти до нуля ,бросаем проводок от плюса аккумулятора на катушку зажигания и чуть покачав ,вставляем кривой стартер в вертикальное положения и как мотоцикл заводим и моторчик шепчет.Однажды заклинила коробка на передаче ,не выключается и не выключается ,надо снимать коробку ,Ямы не было полез под машину ,и вот беда к кардану ,что к коробке не подлезти ,это место траверсой конструктивно за одно с кузовом закрыто ,но я помучавшись отсоединил, но немцы оказывается придумали гениально,никуда оказывается лезти не нужно.Что бы снять КПП ,надо открутить два барашка ,что крепят диван к кузовы ,вытащить его убрать коврики и открутить кожух ,что закрывает коробку и вот оно. Все можно снять ,сидя в машине ,коробочка крохотная ,разобрать ее там же ,починить собрать и поставить обратно.Жаль пришлось продать ,но воспоминания приятные .

Александр03.02.2020ответить

Москвич 401 1954гв. Отец купил в 1959г. в Ляхово М.О. 26л.с. Перекл. КПП на руле В 5 лет "рулил" (до педалей не доставал) по г. Можайск. В 12лет ездил самостоятельно (украдкой). Каждый год в Беларуссию.Поломок особых нет. Ремонт прост. Удобно спать спинки перед. кресел вперёд ноги в багажник. Ставили назад резину от сеялки. Протектор "мини Белорус" Проходимость на рыбалку "Джипы отдыхают" Двигатель слабоват. НО! Четверо взрослых плюс два подростка (на коленях) багаж 60-70км.ч

Дмитрий07.02.2020ответить

Ну хоть не обманули. Я уж думал будут доказывать, что это наша разработка. Скопировали, как и многое другое. Для народа в СССР особо не парились. Все работало на ВПК, уж что с его стола перепадало - шло народу. Да и о каком народном автомобиле могла идти речь и в 1946 и даже в 60 году? Скорее так - сделали машину с возможностью продажи особо отмеченным физлицам. У простого народа денег на нормальные штаны не всегда хватало.

шафалександр08.02.2020ответить

совсем согласен и зарплату захватил и машины москвич и победу а по том и сам стал обладателем м-20 победа 1950-года выпуска машины делались на совесть кузова были лужёные и железо франсузкое первые годы при изгибах жуков не было

ДЭК-25110.02.2020ответить

А сейчас значит Дмитрий У ВСЕХ деньги на штаны есть Но не о том тема.Раньше и правда малолетки на таких бесхозных 401х ездили,а нынешние видно тупорылые,раз разбивают бесхозные,не подумав их заправить и с толкача-катайся.Хотя может это и к лучшему....

Владимир13.02.2020ответить

"Москвич-400" с кузовом кабриолет снимался в фильме "Большая семья". На нём разъезжал один из героев фильма в исполнении П.Кадочникова

Крыглоупек17.02.2020ответить

Зачем, ну зачем врать про синхронизаторы на несуществующих передачах????!

Семн21.02.2020ответить

Интересно,что указателей поворотов не было ни на Москвичах,нни на Волгах до середины 50-х годов.

Саламон22.02.2020ответить

Меньше слов – Дешевле телеграмма

Из ИСКРЫ – возгорится пламя

Партия - Ум -Честь и Совесть нашей эпохи

Партия – наш рулевой

Слава КПСС - Ура товарищи

Ура - Ура - Ура ааа АААА ! ! !

За то, что снег идёт зимой - спасибо партии родной!

Прошла зима, настало лето - спасибо партии за это!

М. А. Озерский, СПб.

XANTHOS26.02.2020ответить

Jirka,е почему бы и не взять у немцев оборудование и технологии,нашу страну они всю ухайдохали.Англичане с Америкосами тоже их флот растащили,учёных ядерщиков и т.д. и т. п.

XANTHOS 26.02.2020ответить

Jirka, а без орудий убийства, как вы пишете, где бы Вы сейчас были,в крематории? С рогаткой надо было с немцами воевать?

Влад12.05.2021ответить

ТУ 144 появился гораздо раньше!!

Самое популярное