Обзоры01.07.2019✦25
Обстрел из советской винтовки СВД бронированный лимузин Cadillac Fleetwood не выдержал — несколько пуль пробили кузов и попали в салон. А вот ЗИЛ-4105 справился не только с выстрелами из винтовки, но и с подрывами гранат РГД-5 на крыше и под днищем.
«Кадиллак» и ЗИЛ сравнивали на огневых испытаниях, которые провели в 1985 году в одной из подмосковных войсковых частей. Американский лимузин был бронирован компанией O'Gara Hess & Eisenhardt из штата Огайо, а вот сделанный самим заводом ЗИЛ-4105 имел так называемую бронекапсулу, интегрированную в конструкцию кузова. Разные подходы к защите и повлияли на результаты испытаний.
Cadillac Fleetwood на огневых испытаниях
После завершения производства «сталинского» ЗИСа-115 в 1955 году завод продолжил работу над темой скрытого бронирования, хотя уже и не выпускал защищённых машин. А запрос на поставку ЗИЛов для руководителей Республики Куба стал толчком для проекта по созданию бронеавтомобилей нового поколения. Первые два экземпляра защищённого представительского автомобиля ЗИЛ-4105 построили в 1983 году.
Внешне автомобили не отличались от стандартной модели ЗИЛ-115 (она же ЗИЛ-4104), но салон «ноль пятого» был надёжно защищён бронекапсулой, которую изготавливал Курганский машиностроительный завод. Продуманная конструкция, специальная сталь толщиной до 10 мм, пулестойкие стёкла толщиной 43 или 47 мм — в теории всё выглядело надёжно, но без испытаний, естественно, было не обойтись.
Взрывы ручной гранаты РГД-5 на крыше и под днищем ЗИЛ-4105 выдержал, перед обстрелом из винтовки СВД пулями калибра 7,62 мм со стальным сердечником автомобиль тоже не «спасовал». В обшивке кузова зияли отверстия, но сквозного пробития не было даже в тех случаях, когда пуля попадала в края дверных или оконных проёмов.
Фрагмент из протокола испытаний: сверху ЗИЛ, снизу — «Кадиллак». Чёрными точками отмечены места сквозного пробития кузова
А вот у «Кадиллака», который привезли на испытания для сравнения с ЗИЛом, места крепления стёкол и дверные стыки оказались слабыми — несколько пуль пробили защиту. К гранатам «американец» тоже оказался не готов: после подрыва РГД-5 на крыше в кузове появилось сквозное отверстие. Подрыв гранаты под днищем — осколки попали в салон, топливная система и электрические кабели повреждены.
Одинаково успешно оба автомобиля противостояли только обстрелу из винтовки по пулестойким стёклам.
Всего Курганский завод сделал 20 бронекапсул для установки в автомобили ЗИЛ-41051 и ЗИЛ-41052 (версии отличались внешним оформлением). Плюс — две капсулы для опытных образцов с индексом ЗИЛ-4105.
Восстановленный прототип ЗИЛ-4105
Первый прототип после описанных выше испытаний уничтожили, второй долго хранился на заводе в полуразобранном виде, но несколько лет назад автомобиль отреставрировали и показали на одной из «Олдтаймер-Галерей». На заднем стекле машины намеренно оставили характерные следы от выстрелов, с которыми ЗИЛ-4105 успешно справился.
Благодарим Степана Александровича Доронина за помощь в подготовке материала.
Обязательно посмотрите: самая страшная дорога России — вот как выглядит федеральная трасса «Колыма» в 2024 году.
Фото из архива С. А. Доронина
Комментарии
Степан Александрович02.07.2019ответить
Да Владимир, полностью согласен. Я не готовил статью, моё мнение ты знаешь и относительно того, кто заказал эти броневички, и откуда появился проект Тополь. К сожалению в статье вышла полу-правда, полу-информация. Я спрашивал Автора просмотреть готовящихся материал, но увидел только то, что уже вышло. А жаль.
Степан Александрович02.07.2019ответить
Вот теперь хорошо подправили, спасибо, что учли наши замечания. Истина рождается в споре, в дискуссии. :-)
Босс 05.07.2019ответить
В споре рождается компромисс, а истина где-то рядом.
Бумбараш 05.07.2019ответить
Сами строили коммунизм но советским гражданам власть не доверяла и за это ездили на бронеавтомобилях.
Михаил 05.07.2019ответить
А может не доверяли врагам советской власти, к которым не стоит относить всех.
Да и за границей политики и не только ездят в защищённых автомобилях. Причём тут коммунизм и советская власть? лишь бы гадость в их адрес написать, независимо от повода?
Дмитрий 06.07.2019ответить
Во-первых, никто ничего не строил. А во-вторых, это нормальное мировое явление со времен убийства Кеннеди и покушения на Де Голля, а не особенность советского режима.
Степан Александрович09.07.2019ответить
А для Дмитрия, вы наверное где-то слышали про покушение на Брежнева, но если уж пытаетесь влезть в дискуссию об Истории, таки хоть немного почитайте. Почитайте не только скандальные истории от коих нету спасения в Интернете, почти все темы загажены. К величайшему сожалению интернет не завсегда благо. Так вот почитав вы возможно поймёте, что покушавшийся Ильин не был, советским милиционером, да и много чего ещё. А заодно и поймёте необходимость защиты Первых Лиц во всех странах от Придурков, Диссидентов, Обиженных.... и прочих, чем кишит наш нынешний мир. Тема большая, вы читайте...
Сидор Манси 05.06.2020ответить
А кем же был Ильин? Заинтриговали...
maszeronsa13.07.2019ответить
Bы вкурсе нo что бы накачаться и похудеть не нужнo ходить в кaчалку или жpать xимию. Опробовал личнo и peзультат удивил: 3a 2 недели убрал пивной живoт и скинул 10 кг, подкачал pуки и спину.Teпеpь и жeна захотeла пoпpобoвать, вeдь нe нужнo cидеть на диетaх и ходить в cпоpт зaл и цена вoпpоca кoпeeчнaя. Boт подpoбно все oпиcaно ~~~~~- www.url.uz/press
Алекс14.07.2019ответить
сам видел это у нас рядом их отстреливали и гранаты и мины под днищем взрывали и стреляли. классная машина всё выдерживала
Знаем15.07.2019ответить
Автор нашел не то фото "восстановленного". У настоящего никогда не было фонарей от "Жигулей".
Андрей 06.11.2019ответить
А можно поподробней рассказать про фонари от Жигулей. Просто я реставрировал этот ЗИЛ 4105 и ставил родные фонари и всю оптику.
Перевозчик15.07.2019ответить
Почему в автомобили должны стрелять либо взрывать?
Есть ведь способ проще!.))
Кто в теме тот поймёт.
Роман17.07.2019ответить
Слышу звон, а не знаю где он. К автору статьи.
Юрий05.12.2019ответить
Какое печальное лицо у авто 😢
Владимир Киреев02.07.2019ответить
Бронекапсул изготовили не 22 плюс 2, а 20 плюс 2.
То есть 2 для автомобилей 4105, 10 для 41051 и 10 для 41052.
Потом 4 автомобиля 41051 разобрали и их капсулы повторно использовали для постройки 41052.
И так по номерам шасси было 2 автомобиля - 4105
10 автомобилей - 41051 и 14 автомобилей - 41052.
Первые две машины не работали были экспериментальными. Сохранилось только шасси N 2.
Из 10-ти 41051 сохранилось в итоге 6 машин (две на Кубе, две в Казахстане и две в Москве) и 14 автомобилей 41052. То есть все до одной изготовленные 20 капсул в строю