После запуска производства лимузина ЗИС-101 в 1936 году завод приступил к постройке открытой версии модели. В 1938 году был готов первый вариант фаэтона получившего индекс ЗИС-102.
Автомобиль получил складывающийся матерчатый верх и пристёгивающиеся боковины в с целлулоидными окошками. Отсутствие жёсткой крыши потребовало изменение конструкции каркаса кузова, а задние боковые двери были навешены по ходу движения, а не против хода, как у лимузина. ЗИС-102 имел семиместный салон с комфортабельным задним диваном и откидными сиденьями у перегородки кузова.
Фаэтон ЗИС-102, 1938–1940
На машину устанавливался рядный восьмицилиндровый мотор объёмом 5,8 литра (90 л. с.) и трёхступенчатая коробка передач.
Массовое производство фаэтона ЗИС-102 так не было начато: в 1938–1940 годах завод сделал только девять экземпляров модели. По некоторым данным как минимум три машины обслуживали санатории Черноморского побережья, одну машину передали спортивному обществу «Динамо», одну — Народному комиссариату обороны. Несколько опытных автомобилей осталось на заводе, они использовались например для скоростных заездов.
101 101А Спорт 102110 115