ДАЗ-150 Украинец — это экспериментальный грузовик, созданный на Днепропетровском автозаводе в 1947 году.
Строительство нового автозавода в Днепропетровске началось ещё в октябре 1944 года, а летом следующего года было принято решение организовать здесь выпуск грузовиков, аналогичных по конструкции модели ЗИС-150.
Первый прототип автомобиля ДАЗ-150 увидел свет в 1947 году. Исходный грузовик ЗИС был глубоко модернизирован: «Украинец» получил новые капот и крылья, иную облицовку радиатора, «утопленные» в переднюю плоскость крыла фары головного света. Кабину машины сдвинули вперед и чуть подняли вверх — благодаря этому улучшилась обзорность, а грузовую платформу получилось удлиннить.
Бортовой грузовик ДАЗ-150
Силовой агрегат остался прежним — это был бензиновый шестицилиндровый двигатель ЗИС-120 объёмом 5,6 литра и мощностью 90 л. с. в сочетании с пятиступенчатой коробкой передач.
Грузовик ДАЗ-150 «Украинец» успешно прошёл испытания, завод продолжал доработку конструкции и подготовку к серийному производству модели. Были построены ещё несколько прототипов, в том числе седельный тягач ДАЗ-150Б с укороченной колёсной базой.
Седельный тягач ДАЗ-150
Между тем, на самом заводе, начавшем работу в 1948 году, выпускали автокраны и самосвалы на шасси ЗИСов, делали комплектующие для других предприятий автопрома. Но весной 1951 года, незадолго до запланированного запуска производства модели ДАЗ-150, советское правительство решило передать завод Министерству вооружения. В Днепропетровске оранизовали выпуск стратегических ракет, а для «прикрытия» предприятие стало делать трактора МТЗ-2.
Все работы над проектом грузовика ДАЗ-150 «Украинец» прекратились, часть конструкторов предприятия перешла работать на столичный ЗИС. По неподтверждённым данным всего в Днепропетровске сделали восемь прототипов новой модели, до наших дней ни один из них не сохранился.