войти зарегистрироваться

13 марта 2013

Том Вандербильт «Трафик. Психология поведения на дорогах»

Древний Рим, первый век до нашей эры: из-за слишком интенсивного движения в городе Цезарь объявил дневной запрет на проезд телег и колесниц в городе. Москва, 2013 год: грузовикам запрещено выезжать на МКАД в дневное время. Проблемы, связанные с дорожным движением появились еще сотни лет назад, именно им посвящена книга Тома Вандербильта «Трафик. Психология поведения на дорогах», выпущенная издательством «Манн, Иванов и Фербер».

Естественно, что основное внимание в книге уделено автомобилям на дороге и всему что с ними связано. Вандербильт делится своими наблюдениями как о поведении отдельного человека за рулем машины, так и о взаимодействии автомобилей на дороге. Глобального решения проблем с трафиком здесь не предлагается, впрочем оно вряд ли существует, но некоторые выводы автора весьма интересны и позволяют взглянуть на себя, как водителя со стороны.

Многие из наблюдений не очевидны на первый взгляд. Например, в нескольких европейских городах на загруженных улицах убрали почти все «лишние» знаки, разметку, демонтировали ограждения между тротуаром и дорогой, вообщем предоставили водителям и пешеходам практически полную свободу действий. Да, средняя скорость движения на таких улицах снизилась, но при этом и аварийность стала заметно ниже — благодаря тому, что участники дорожного движения стали внимательнее и почувствовали больше ответственности за свои действия.

Во время чтения книги постоянно подмечаешь, как много внимания уделяется организации дорожного движения в США и Европе. Каких только экспериментов и исследований там не проводилось за последние десятилетия. Например, когда пропускная способность перекрестка выше — со светофором с обратным отсчетом времени или без него? В какое время суток происходит наибольшее количество аварий? На каком расстоянии от ремонтируемого участка лучше выставить предупреждающий знак, чтобы уменьшить возникающий при объезде затор?

Даже то, что происходит с водителем во время разговора по телефону, не осталось тайной. Проведенное на добровольцах исследование показало, что обычно глаза человека ежесекундно «сканируют» и дорогу, и то что происходит рядом с ней. А во время разговора (даже по громкой связи) глаза водителя неподвижны и смотрят в одну точку перед машиной.

Жаль, что таких исследований дорожного движения не проводится у нас, или они проводятся, но мы о них не знаем.

В целом, книгу можно назвать познавательно-развлекательно-практичной, читать ее легко и приятно, и только в нескольких местах повествование кажется затянутым. Справедливости ради можно отметить и пару случаев не совсем точного перевода, вроде термина «избыточная маневренность» вместо более распространенного «избыточная поворачиваемость» В целом, книгу можно назвать познавательно-развлекательно-практичной, читать ее легко и приятно, и только в нескольких местах повествование кажется затянутым. Справедливости ради можно отметить и пару случаев не совсем точного перевода, вроде термина «избыточная маневренность» вместо более распространенного «избыточная поворачиваемость».

Книга предоставлена издательством «Манн, Иванов и Фербер».

Ещё больше интересного — в наших сообществах Вконтакте и Facebook.

Читайте также:

Комментарии

Популярное на сайте

Новости партнёров

Сейчас комментируют: