Автомобилю ГАЗ-21 «Волга» исполнилось 60 лет

Александр Круглов, фото ГАЗ

11 октября 2016

Шестьдесят лет назад, 10 октября 1956 года, с конвейера Горьковского автозавода сошли первые серийные седаны ГАЗ-21 «Волга». Машина стала одним из символов советской автомобильной промышленности, получив широкую известность и за пределами страны.

Работа над «Волгой» началась в 1953 под руководством Александра Михайловича Невзорова, а менее чем через 12 месяцев свет увидел первый опытный образец ручной сборки. В 1955 году были созданы три прототипа, которые однозначно намекали на почти полную готовность Горьковского автозавода к выпуску новой модели, а 1956 год ознаменовался как официальный старт производства «двадцать первой».

Массовый же выпуск модели начался уже в 1957 году. ГАЗ-21 первой серии имел 65-сильный мотор объемом 2,42 л (чуть позже в этом же году его сменил 2,45-литровый мощностью 70 л. с.), трехступенчатые механическую или автоматическую коробки передач на выбор. Дизайнером проекта стал Лев Еремеев, который при создании авто отталкивался от последних модных тенденций Европы и Северной Америки. Новомодные линии кузова, обилие хрома и фигурка оленя на капоте стали визитными карточками новинки. Особой чертой первой серии стала пятиконечная звезда по центру решетки радиатора, появлением которой «Волга» обязана маршалу Жукову, не удовлетворенному экстерьером прототипов с другой носовой частью.

Автоматическая коробка передач применялась на машинах первой и второй серий, однако такая трансмиссия не прижилась, и в итоге завод сделал по разным данным не более трех тысяч автомобилей с «автоматом». В общем же технологическая начинка не пестрила инновациями — мотор был лишь усовершенствованным агрегатом от «Победы», подвеска с рессорами сзади и рычажными амортизаторами спереди тоже не могла считаться новшеством, а система централизованной смазки и вовсе постоянно выходила из строя, оставляя под автомобилем масляные пятна.

Самым главным и неоспоримым преимуществом ГАЗ-21 была неприхотливость. «Волга» с легкостью справлялась с суровыми дорожными условиями, а при поломке была проста в ремонте. В других странах «двадцать первую» называли «танк во фраке», «танк на колесах» и «рабочая лошадь», что превратило надпись «Сделано в СССР» в символ качества и надежности по всему миру.

1958 год стал последним годом производства первой серии, после которой появилась вторая. Она отличалась видоизмененной решеткой радиатора с шестнадцатью прорезями и другими менее заметными нововведениями, такими как легкая коррекция кузова и доработка светотехники, и выпускалась вплоть до 1962 года. Суммарно было построено около 170 тысяч экземпляров двух серий.

В 1962 году настала пора самой массовой третьей серии. Главной концепция обновления — сделать автомобиль более изящным. Линии кузова стали плавнее, хрома стало меньше, а решетка радиатора получила в два раза больше вертикальных прорезей. Помимо этого «Волга» лишилась фигурки оленя на капоте, которая приводила к печальным последствиям при наезде на пешеходов. Еще было доработано шасси, подвеска стала жестче, а силовой агрегат прибавил 5 «лошадок». Кроме того, на базе ГАЗ-21 третьей серии был создан универсал ГАЗ-22, способный на транспортировку крупногабаритных грузов до 400 кг.

С 1965 года проект фактически забросили и не проводили никаких улучшений автомобиля. Последняя «Волга» ГАЗ-21 сошла с конвейера 15 июля 1970 года, уступив место своему приемнику — автомобилю ГАЗ-24. Всего было выпущено около 639 478 экземпляров модели всех модификаций.

Ещё больше интересного в наших сообществах Вконтакте и Facebook.

Читайте также:

Комментарии

гость сайта 11 октября 2016ответить

Поздравляем!!! И дай бог оставшимся экземплярам ещё много лет радовать людей своим присутствием на дорогах, заодно напоминая нашим внукам о том, что когда-то в нашей стране был собственный автопром...

волгарь 11 октября 2016ответить

Волга - это наша живая история, бренд, культ! Ждем и верим в возвращение самой лучшей отечественной марки!

Большой Хорхе 11 октября 2016ответить

ответ на комментарий пользователя гость сайта

То есть широкое заимствование в 21-ой разнообразных импортных решений не смущает или так приятнее делать вид, что всё своё, отечественное? :) Не в заимствованиях дело - учиться у лучших образцов своего времени вполне нормально.

Щутник 11 октября 2016ответить

ответ на комментарий пользователя волгарь

Увы, но "оттуда" возврата нет!

Пастухова светлана 12 октября 2016ответить

Можно много говорить ни о чём,а в отличии от 21-ой,хоть одна из современных иномарок прослужит 60 лет,а? Слабо?

Стас 13 октября 2016ответить

ответ на комментарий пользователя Пастухова светлана

Прослужат, как и любая другая железяка, особенно если будут простаивать в гаражах, как большинство нынешних сохранившихся 21-х. Львиная доля их давно и благополучно уже сгнила на свалках. Просто для современных иномарок еще 60 лет не прошло. Все зависит только от владельца.

Популярное на сайте

Сейчас комментируют: