Микроавтобус «Старт», 1964–1967

Микроавтобус «Старт», 1964–1967

Микроавтобус «Старт» был выпущен очень небольшим тиражом, но при этом машина была известна большинству жителей СССР — благодаря эпизодической «роли» в фильме «Кавказская пленница». А делали автомобиль на Северодонецкой авторемонтной базе (САРБ) Луганского автотреста.

САРБ была создана в послевоенное время для ремонта автомобилей и прочей техники. Благодаря новому начальнику главного автотранспортного управления Луганского совнархоза А. С. Антонову в 1960-х сфера деятельности базы расширилась — на ней началось производство стеклопластиковых прицепов-дач собственной конструкции. Но на этом амбициозный Антонов не остановился и поручил САРБ создать свой автомобиль. Эту идею поддержал и главный инженер Луганского треста автотранспортных предприятий А. Г. Иванов.

Микроавтобус «Старт», 1964–1967

Микроавтобус «Старт», 1964–1967

Было решено создать микроавтобус класса «гран-туризмо» с пластиковым кузовом и технологической «начинкой» от «Волги» ГАЗ-21. Предложенный конструктором-художником Ю. И. Андросом дизайн все смогли оценить на макете масштаба 1:10, а первый автомобиль был собран в 1963 году, и прямиком с завода машина отправилась своим ходом на смотр в Москву.

При виде новинки, получившей имя «Старт», никто не мог остаться равнодушным — дизайн был новым и футуристичным. Даже мелкие детали впечатляли своей выразительностью, но наибольшего внимания заслуживал силуэт кузова — ниспадающая линия крыши это уже необычно, а задняя часть как у легкового седана и вовсе повергала публику в восторг. Еще одним новаторским по тем временам решением были интегрированные в кузов бампера.

Интерьер микроавтобуса «Старт»

Интерьер микроавтобуса «Старт»

Интерьер же был привлекательным и комфортным, внутри присутствовали даже умывальник и шкафчик для посуды, а самым любопытным элементом внутри был столик, одновременно являвшийся и капотом, под которым располагался силовой агрегат.

Одним из тех, кому полюбился «Старт», был председатель комитета автотракторного и сельхозмашиностроения СССР Н. И. Строкин, который для развития проекта пообещал поставить на САРБ полсотни комплектов узлов и агрегатов от «Волги». Менее чем через месяц после этого в Северодонецке было запущено мелкосерийное производство микроавтобуса. Новинка была всем хороша, но был у нее и серьезный минус — из-за того, что полимерный кузов склеивался вручную, «Старт» стоил 10 тысяч рублей, то есть был вдвое дороже и так не дешевого ГАЗ-21.

Интерьер микроавтобуса «Старт»

Интерьер микроавтобуса «Старт»

И вроде бы всё шло неплохо, но жизнь микроавтобусика достаточно быстро подошла к концу. Началом «черной полосы» послужило то, что в 1964 году Антонова, который улаживал все вопросы с «верхушкой» и благодаря которому на САРБ поставлялись детали от двадцать первой «Волги», перевели в Донецкий совнархоз. После этого все начало идти под откос — денег не хватало, а государство в финансировании отказало, посчитав «Старт» лишь дорогой игрушкой. В итоге тираж футуристичного автобусика составил приблизительно 100 единиц. Реанимировать проект пытались на Луганском автосборочном заводе (ЛАСЗ), где собрали около 20 микроавтобусов, и на автобазе «Главдонбасстроя», создавшего едва ли десяток копий этой необычной машины.

Самое популярное